Россия успешно переходит в постиндустриальную эру, занимая видные позиции на рынке информационных технологий. Наши компании высоко котируются среди конкурентов в сферах кибербезопасности, анализа данных, машинного обучения и многих других. Это - новый вид международного соревнования, своеобразной невидимой гонки вооружений конца второго десятилетия XXI века. В таком деле особенно важно не допустить "утечки мозгов". Ruposters рассказывает, как государство и компании борются за лучших специалистов.
Не секрет, что развитие IT-индустрии в России - одно из самых быстрорастущих направлений в Европе. Темпы роста IT-отрасли, не связанной с продажей оборудования, в 2016 году превысили годовую отметку в 12%. Минкомсвязи прогнозирует, что рост будет троекратно превышать такой же показатель ВВП еще как минимум пять лет, а согласно "Дорожной карте IT-отрасли", к 2018 году в России появятся 350 тысяч новых специалистов, 125 тысяч из которых пройдут обучение на бюджетной основе.
Это показывает и тренд на образование. Контрольные цифры приема в ВУЗы на специальности, связанные с информатикой и информационной безопасностью, растут в среднем на 30%, а отдельные специальности вроде "инфокоммуникационных технологий и систем связи" - более чем на 200%.
Это все отличные цифры, показывающие, что российское техническое образование - отличный стартовый капитал, но есть вопрос - куда потом идут эти золотые головы работать? Очевидно, что таких ребят с удовольствием хотели бы видеть на Западе. Вспомнить хотя бы победителей международной олимпиады по физике, где наши школьники взяли золото всей командой.
В российских, и государственных, и негосударственных вузах сейчас есть 119 факультетов и департаментов, обучающих по специальности "информационная безопасность". Еще примерно столько же факультетов готовы предоставить знания для будущих специалистов по киберугрозам. Ежегодно 30 топ-вузов страны выпускают более 400 IT-шников. Но будем объективны, далеко не всем вузам важно, чем занимаются и куда пойдут работать их студенты после обучения, а на многих курсах студенты отмечают недостаток знаний для реальной, "полевой" работы.
Но у некоторых вузов есть разного уровня соглашения о сотрудничестве с топовыми российскими и иностранными компаниями, которые помогают студентам сразу устроиться на работу. Самым ярким примером такого сотрудничества можно назвать целый комплекс совместных программ под общим названием "Школа анализа данных" от отметившего свое 20-летие "Яндекса", крупнейшего интернет-гиганта в России.
Кафедра "Яндекса" появилась в Высшей школе экономики в 2011 году, и вместе с руководством государственного университета был разработан план обучения ШАД. Проект был запущен весной 2014 года на базе факультета компьютерных наук Высшей школы экономики.
Сейчас "Яндекс" запустил аналогичные программы в МФТИ (специализация "Информационный поиск и машинное обучение"), магистратуре МГУ, а также программу Computer Science Center в Санкт-Петербурге и Новосибирске с отдельными двух- и трехгодичными курсами для программистов.
Но "Яндекс" - не первая IT-компания, решившая сотрудничать с вузами. Еще в 2004 году антивирусный гигант "Лаборатория Касперского" вместе с МГУ подписали соглашение о сотрудничестве, благодаря которому у студентов появилась возможность стажироваться в компании. Вдобавок были профинансированы научно-исследовательские работы и лаборатории тестирования факультета вычислительной математики и кибернетики.
Сейчас наблюдается взаимное движение вузов и компаний навстречу друг другу. С одной стороны, компании делают курсы, совместно разрабатывают профстандарты по IT-специальностям. Например, есть курс "Интернет-предпринимательство" от ФРИИ или целые магистерские программы у Mail.ru и "Яндекса". С другой стороны, вузы создают кафедры компаний — как, например, кафедра "1С" в МФТИ и других учебных заведениях. Для налаживания более широкомасштабного сотрудничества нужно более активное участие Министерства образования: переложение профстандартов в образовательные стандарты, поддержка инициатив компаний и прочее, - заявила Маргарита Зобнина, руководитель департамента исследований Фонда развития интернет-инициатив.
Тренд продолжит сохраняться. Самые передовые российские технологические компании, например, ведущая мировая компания в области компьютерного зрения и машинного обучения VisionLabs и другие проводят среди школьников и студентов собственные массовые олимпиады, поощряя наполнение индустрии кадрами и отбирая таким образом лучших для работы в своих стартапах.
А глава крупнейшего в России частного кибердетективного агентства Group-IB, занимающегося расследованием преступлений для ФСБ и МВД, совершенных с помощью технологий, Илья Сачков сам ходит по вузам, читает лекции и проводит олимпиады по компьютерной криминалистике. Потом он пригласит лучших из лучших своих учеников работать в российский IT-стартап с годовой выручкой в 36 млн долларов.
Сейчас в высокотехнологичных отраслях - робототехнике, виртуальной реальности, разработке решений для "умных домов", бесконтактных платежах - в России занято 5,5% работающего населения. Лидер по числу работников в сфере высоких технологий - Германия, там этот показатель достигает 10%. В ближайшее время этот показатель будет только увеличиваться в связи с ощутимым ростом интереса студентов к высокотехнологичным отраслям. Более того, на руку статистике сыграет демографическая яма - в ближайшие несколько лет будут выпускаться студенты 96-99 годов рождения, в процентном соотношении студентов-технарей станет больше. Если компании воспользуются этой ситуацией, это может серьезно повернуть общероссийские тренды на ближайшее десятилетие в сторону компьютеризации.
Технологические отрасли подкупают и тем, что регионы могут выступать наравне с центром: для современных технологических компаний редко важно, где ты находишься, чтобы в них работать. Головной офис iRidium, стартапа, разрабатывающего системы для "умных домов", находится в Нижнем Тагиле, а офис компании Промобот, спроектировавшей знаменитого робота-продавца, расположен в Перми.
Благодаря качеству и общей базе технического образования, российские специалисты пользуются успехом в России и за рубежом. Открываются новые лаборатории и исследовательские центры на стыках наук. Предпринимаются огромные усилия как со стороны вузов, так и со стороны компаний, чтобы сделать переход будущих специалистов из университета в рабочее поле максимально плавным. 20 лет Россия пробует себя в самых разных технологических нишах, ищет своих лидеров и поддерживает интерес будущих поколений к IT-отрасли. С новым витком всеобщего внимания к передовым технологиям локальная технологическая революция не заставит себя ждать.