Статьи

"Комсомолки охотно становятся вторыми и третьими женами": как менялось отношение к многоженству в СССР

"Комсомолки охотно становятся вторыми и третьими женами": как менялось отношение к многоженству в СССР

В июле 1999 года глава Ингушетии Руслан Аушев издал указ, разрешающий многоженство на территории республики. Почти сразу же действие указа было приостановлено президентским указом Борис Ельцина, а чуть позже он был отменен как противоречащий Семейному кодексу РФ. Тем не менее идея о легализации многоженства до сих пор остается относительно популярной, многие политические, религиозные и общественные деятели время от времени выступают с таким предложением. В СССР многоженство поначалу было легально, но затем с ним начали активно бороться как с вредным пережитком. Евгений Антонюк рассказывает, как менялось отношение к многоженству в СССР.

Лояльность царей и большевиков

До революции многоженство в Российской империи существовало легально, но только в виде исключения для мусульман. Имперская администрация предпочитала не вмешиваться в личную жизнь национальных окраин, дабы не усложнять свое положение.

Большевики, после революции искавшие расположения национальных и религиозных меньшинств, поначалу придерживались схожей политики. В обмен на лояльность они позволяли национальным окраинам иметь такие льготы, которые прямо противоречили марксистским установкам. Тем не менее на эти нестыковки большевики закрывали глаза ради высших целей. Таким образом, на протяжении первого десятилетия советской власти многоженство в СССР было абсолютно легально. Уголовный кодекс не предусматривал за него никакого наказания, кроме того, мусульмане оказались в выигрышном положении. До революции вопросами бракосочетаний и разводов повсеместно занимались священнослужители. После революции эти функции были отняты у церкви и переданы специально созданным органам — ЗАГСам. Однако в мусульманских республиках и автономиях это произошло значительно позже. Еще несколько лет после революции брачными вопросами в этих регионах по-прежнему занималось духовенство, действуя в соответствии с религиозными нормами, а не светскими.

Восточное бракосочетание, ФОТО: "Коммерсант"

Раскрепощение женщины

Однако в середине 20-х годов, когда власть большевиков уже стала достаточно крепкой, в национальных окраинах началась масштабная кампания по раскрепощению женщины и борьбе со старыми пережитками. По своему размаху она немногим уступала последовавшей вскоре коллективизации и раскулачиванию, но проводилась гораздо более мягкими методами. Вместо грубой силы ставка была сделана на пропаганду и агитацию.

В 1928 году Уголовный кодекс РСФСР был дополнен новым разделом под названием "Преступления, составляющие пережитки родового быта". В их число входили кровная месть, заключение браков с несовершеннолетними, вымогательство калыма, борьба с похищением невест, многоженство и т.д.

Многоженство впервые стало считаться преступлением. Правда, весьма незначительным. Из всех "пережитков родового быта" оно считалось самым легким. Максимальное наказание, грозившее многоженцам, составляло год исправительно-трудовых работ или штраф до тысячи рублей. Статья вообще не предусматривала тюремного заключения. При этом все, кто успел заключить браки до вступления в силу этих статей, не преследовались и сохранили свой семейный статус. Возможность заключения новых браков была ограничена тем, что вопросы бракосочетаний, как и в остальных частях России, были переданы от духовенства ЗАГСам.

Благодаря политике раскрепощения женщины смогли участвовать в семейных застольях в Узбекистане | Фото: РГАКФД / Росинформ

Кампания по борьбе с пережитками охватила все национальные республики и автономные области. Основная борьба с многоженством развернулась в Башкирии. Этому было несколько объяснений. 

Во-первых, в Башкирии был выстроен наиболее крепкий аппарат и имелся влиятельный актив, тогда как в других местах борьбу с пережитками зачастую тормозили сами местные коммунисты, приверженные старым традициям. 

Во-вторых, в проблемных в этом отношении регионах основной упор делался на более тяжкие пережитки — борьбу с умыканием невест и ранними браками. Распылять силы еще и на борьбу с многоженством, которое имело достаточно крепкие корни в Средней Азии и отчасти на Северном Кавказе, возможности не было. Так что передовым регионом по искоренению практики многоженства оказалась Башкирия. В докладе Верховного суда РСФСР за 1928 год сообщалось:

Самую значительную группу представляют дела о многоженстве – 46% от общего количества бытовых дел… По абсолютному количеству наибольшее число дел возникает в Башкирской республике (38,4%)…Уголовное преследование двоеженства и многоженства имеет место, по данным изучения, главным образом в Башкирии.

В другом докладе, сделанном на заседании Комиссии по улучшению труда и быта женщин, прямо говорилось о том, что в большинстве национальных республик борьбы с этим явлением не ведется:

Нужно отметить, что многоженство в действительности развито в несравненно большей степени, но оно оставалось невыявленным благодаря тому, что органы революционной законности забыли о существовании статьи: о карательной санкции в отношении этого явления.

Впрочем, многоженство в том или ином виде оставалось достаточно распространенным в некоторых районах Башкирии вплоть до 50-х годов.

Свадьба по шариату

До большей части окраин борьба с пережитками докатилась только к началу 30-х годов, когда был усилены нажим и борьба с подобными преступлениями — например, убийство "раскрепощенной женщины Востока" автоматически приравнивалось к теракту и каралось смертной казнью. Многоженство по-прежнему считалось относительно безобидным преступлением и характеризовалось как "бытовое разложение". По сути ответственность за наличие нескольких жен несли только члены партии, которых начали безжалостно изгонять из ее рядов. В специально созданных инструкциях для ЦКК по чистке партийных ячеек особо оговаривалось, что многоженство является основанием для исключения из партии.

Гарем | Фото: "Русская семерка"

В 1935 году прокурор СССР Вышинский обратился к Молотову с предложением существенно ужесточить наказание за многоженство — предлагалось увеличить его сразу до 5 лет лишения свободы. Но в конечном счете изменять законодательство не стали.

Все желавшие завести 2-ю, 3-ю или 4-ю жену достаточно быстро нашли выход из положения. ЗАГСы не регистрировали новые браки, однако ничто не мешало зарегистрировать их у муллы, тем более что подобные браки пользовались на окраинах куда большим авторитетом, чем "гражданские". В обиходе их именовали "свадьба по шариату". Местное духовенство охотно заключало такие браки. С точки зрения действующих в СССР законов эти браки не считались официальными, зато по местным обычаям они пользовались бОльшим уважением, чем бумага из ЗАГСа. Такое положение устраивало всех, единственным недостатком было то, что юридических последствий подобные браки не имели. Но в национальных республиках традиции и неписанные правила имели большее значение, чем формальные законы.

Коммунисты быстро раскусили этот трюк. В случае с соратниками по партии они имели такой рычаг давления, как исключение из ее рядов, что и практиковалось с той или иной степенью регулярности. Но как повлиять на беспартийных... Доказать сам факт многоженства было довольно трудно. Вдобавок местные судьи в целом весьма сочувственно относились к таким подсудимым. Значительная часть дел закрывалась из-за отсутствия состава преступления. Из тех, что доходили до суда, примерно 80% завершались мягким приговором — трудовыми работами на три-шесть месяцев. Но в подавляющем большинстве случаев исправительные работы назначались в колхозе по месту жительства, так что для многоженца ничего не менялось. Он лишь платил небольшой штраф (часть его заработной платы в период исправительных работ забирало государство). Повторно наказать его за многоженство было уже нельзя. Так что де-факто многоженство процветало в ряде национальных республик СССР даже в суровые сталинские времена.

Портрет многоженца

Наказание за многоженство было скорее символическим. Другое дело, что позволить себе содержать вторую и уж тем более третью или четвертую жену мог только весьма состоятельный человек. В Средней Азии самыми богатыми людьми традиционно были председатели колхозов. Поскольку закупочные цены для продукции этих колхозов были установлены достаточно высокие, среднеазиатские колхозники в сталинские времена получали самые большие начисления на один трудодень во всем СССР. А председатели колхозов зачастую мало отличались от прежних баев (кулаков, богачей - прим. ред.). Эти факты неоднократно зафиксированы в донесениях послевоенного времени.

Так, в 1949 году уполномоченный по делам религиозных культов докладывал о ситуации в Киргизской ССР:

Несмотря на то что за последнее время парторганизациями области за многоженство привлечены к партийной ответственности значительное количество коммунистов, как-то: объявлен строгий выговор председателю колхоза Ашурову, исключен из партии председатель колхоза им. Кагановича Усенов, все же еще очень многие руководящие работники колхозов имеют по две, даже по три жены. В Джалал-Абадской области имеют по 2 жены председатель колхоза "1 мая" Мамадалиев Бужу, секретарь парторганизации колхоза им. Буденного Ходжаев Давран.

Аналогичные факты приводил в своем докладе и уполномоченный по Узбекской ССР:

Районная газета "Большевик колхозлар учун" от 9 января 1949 г. разоблачает следующих лиц: председателя колхоза им. Серго Жияналиева, председателя колхоза им. Молотова Мансурова, председателя колхоза им. Максима Горького Худайбердыева, председателя Аимского сельсовета Парпиева, который исключен из рядов ВКП(б) за многоженство. Каюмов - зав. кадров облпотребсоюза, Кучкаров – директор банно-прачечного комбината и Рашидов - председатель правления облпромсоюза (бывший секретарь Алтынкульского райкома партии), имея в настоящее время жену, женятся на второй. В феврале месяцев 1949 года председатель колхоза им. Ленина Окчинского сельсовета Мархаматского района Хажимбердиев Ташбайака, имея законную жену, женился на второй. Брачные отношения они оформили через бродячего муллу без ЗАГСа.

Заведующий Отделом партийной информации Управления по проверке партийных органов ЦК Поздняк сообщал о неблагополучной обстановке в Туркменской ССР:

Многоженство стало обычным явлением, в особенности среди наиболее обеспеченной части колхозного актива (председателей колхозов, трактористов, зав. фермами и т.д.).

Руководитель советского комсомола Мишакова в докладной записке на имя Сталина и Жданова писала о послевоенном возрождении старых обычаев в Средней Азии:

Широко распространено многоженство, как правило, среди наиболее обеспеченной части населения (председатели колхозов, бригадиры, председатели сельсоветов). Тревожно, что реакционные обычаи получают распространение в среде молодежи; немало комсомолок согласилось быть вторыми или третьими женами. Особенно нетерпимым является то, что среди лиц, попирающих права женщин, преступно нарушающих советские законы, есть коммунисты и даже партийные, советские и комсомольские работники.
Зам. редактора бухарской областной газеты "Бухара Хапыта" имеет двух жен, причем старшая жена его Рахимова работает инструктором обкома партии по работе среди женщин. Имеют по две жены зам. председателя Каркульского райисполкома этой же области Рахимов, председатель Кзыл-Типинского райисполкома, депутат Верховного Совета Узбекской ССР Фарманов.

В другой записке Управления по проверке партийных органов ЦК также приводились факты "бытового разложения" местного партийного актива:

Многоженство за последние годы в Киргизской республике получило широкое распространение. Характерно отметить, что большое количество фактов многоженства падает на руководящих районных работников и на низовой колхозно-советский актив. Председатель колхоза имени Чкалова Ачинского района Джалал-Абадской области Джолчубаев — член бюро райкома партии — в возрасте 50 лет женился второй раз на молодой девушке и сейчас имеет двух жен. Начальник Джалал-Абадского городского отделения милиции, член ВКП(б) Шарафутдинов имеет двух жен.

В том же 1949 году директор знаменитого бухарского медресе "Мири Араб" Расулев был снят с должности за то, что у него обнаружилась вторая жена.

Фото: "Русская семерка"

Оттепель

В хрущевские времена борьба с пережитками прошлого продолжалась, но без особого успеха. В новой редакции Уголовного кодекса от 1960 года наказание за многоженство было повышено до года лишения свободы. Однако теперь в законе четко оговаривалось, что многоженством считается только "сожительство с несколькими женщинами с совместным ведением хозяйства".

Такая формулировка, упростившая жизнь многоженцам (жены далеко не всегда жили под одной крышей), а также некоторое повышение благосостояния населения в хрущевско-брежневские времена привели к очередному всплеску многоженства. Теперь позволить себе еще одну жену могли уже не только председатели колхозов и партийная номенклатура, но и некоторые служащие и рабочие. Де-юре 2-я и последующие жены находились на положении любовниц, но де-факто были женами, ибо с ними как правило заключался брак у т.н. "бродячих мулл" (незарегистрированное духовенство).

Свадьба в Ташкенте, 80-е гг., у входа в Ташкентский филиал Центрального музея В. И. Ленина. Фото: Алексей Варфоломеев

Вплоть до конца 80-х годов в республиках и регионах с преобладанием мусульманского населения регистрировалось от нескольких десятков до нескольких сотен дел о многоженстве. Большинство из них заканчивались штрафами или принудительными работами. Попытки перенести борьбу с самих многоженцев на "бродячих мулл" провалились. Поймать их в момент проведения церемонии было почти невозможно, а посадить не за что. Сам по себе факт незаконных богослужений в позднем СССР был лишь административным правонарушением. Вдобавок преследования "бродячих мулл", пользовавшихся у местного населения огромным авторитетом, грозили серьезными последствиями. Поэтому даже в сталинские времена с "нелегалами" предпочитали не связываться, если те не вели совсем уж враждебной агитации.

Несмотря на все старания советской власти, одолеть "пережитки прошлого" так и не удалось. Многоженство вплоть до распада СССР оставалось достаточно распространенной практикой в ряде регионов страны. Вместе с тем многоженство никогда не было всеохватывающей практикой, позволить себе иметь несколько жен могли лишь представители наиболее обеспеченных слоев общества.