Политика

Запад закупил у России титан на сотни миллионов долларов после начала СВО

Запад закупил у России титан на сотни миллионов долларов после начала СВО
Фото с сайта ВСМПО-Ависма

Западные компании после начала СВО и введения масштабных антироссийских санкций закупили в РФ титан на "сотни миллионов долларов", пишет газета The Washington Post со ссылкой на анализ экспортных данных.

Несмотря на все обещания разорвать экономические связи с Россией, Запад остается зависимым от ее продукции, что подтверждает ситуация с титаном, отмечает издание. Причем этот случай вызывает особые опасения у оборонных аналитиков, поскольку титан — один из ключевых материалов в производстве гражданских и военных самолетов.

"Россия может перекрыть поток этих... материалов и оставить компании, имеющие решающее значение для национальной обороны и гражданской авиации, в затруднительном положении", - указал директор по исследованиям ImportGenius Уильям Джордж.

Крупнейший российский производитель титана "ВСМПО-Ависма" не попал под санкции, хотя и частично принадлежит "Ростеху". Только в сентябре 2023 года минторг США включил компанию в черный список, предусматривающий жесткий экспортный контроль за поставками, однако эмбарго не ввел. В 2022 году "ВСМПО-Ависма" экспортировала около 15 тыс. т титана на сумму $370 млн, подавляющее большинство продукции было отправлено в западные страны, поддерживающие Украину, такие как Германия, Франция, США и Великобритания. В 2023-м объем поставок составил $345 млн.

Как объяснил газете один из частных поставщиков, закупавший титан "ВСМПО-Ависма" до февраля 2022 года, найти замену продукции компании почти невозможно до сих пор. "У них есть масштаб, который позволяет значительно снизить себестоимость производства", - пояснил он.

Против санкций в отношении российского титана в апреле 2022 года выступал глава Airbus Гийом Фори, аргументируя это тем, что эмбарго навредит западной промышленности больше, чем российской экономике. Американский Boeing в 2022 году объявил об отказе от продукции "ВСМПО-Ависма" и прекращении участия в совместном предприятии Ural Boeing Manufacturing. До начала СВО компания обеспечивала до 35% всех потребностей в титане Boeing, 65% — Airbus и 100% — Embraer.