Интернет-мем «Вежливые люди» (именно так называют представителей самообороны Крыма), уже становится элементом информационной политики России. Блогер Станислав Апетьян (ник в жж - Politrash) вместе со своими коллегами создал аккаунт «Вежливые люди» в Твиттере совсем недавно, но на микроблог уже подписались 17,3 тысячи пользователей. По словам самого Апетьяна, инициатор блога - Александр Файб, вместе с которым они и пытались донести пользователем соцсетей адекватную информацию по событиям в Крыму.
- Идея создания аккаунта возникла, предугадаю - сразу же после появления выражения, что в Крыму находятся "вежливые люди"?
- Возникла идея сразу же, как начались события в Крыму. Это было в начале марта. Мем "вежливые люди" к тому времени еще не родился. Мы решили помочь российской стороне в целом, помочь людям, которые находятся в Крыму, властям Крыма вести информационную работу. Причем это было чистый энтузиазм. Мы поняли, что мем про вежливых людей - это подарок с точки зрения пропаганды, информационной войны, которым нужно пользоваться. Мы решили закрепить этот мем создав аккаунт, в котором мы будем давать правильную пропагандисткую информацию, заниматься военной пропагандой без перехлеста, давать ее объективно. В этом аккаунте в основном представлены фотоматериалы и какие-то отдельные информационные вещи, но все они весьма выдержанные. Где-то присутствует юмор и ирония, но основной задачей было не навредить России, либо властям Крыма, либо отрядам самообороны. У нас не было никакой координации с представителями власти, вели все самостоятельно.
- Какая основная задача стояла перед вами, как создателями аккаунта?
- В настоящее время на этот аккаунт подписано много людей, в том числе и журналистов, как российских, так и зарубежных. В Азии микроблог очень популярен. Основные события прошли, но в разгар противостояния самообороны Крыма и новых властей Украины аккаунт решал важную задачу - одним своим существованием и контентом опровергал ту пропаганду, которую вела украинская сторона о якобы некорректных и неприемлимых действий самообороны в Крыму. Наши материалы показывали, что отряды самообороны в Крыму, именуемые уже как "вежливые люди", являются героями для жителей Крыма. Большая часть контента показывает как местное население, жители Крыма реагируют на пристутвие в регионе вежливых людей.
- Вот, к примеру, картинка где в очереди в магазине вместе стоят и представители самооброны и местные жители.
- Да, там еще много фотографий с красивыми девушками, которые фотографируются с военными. Много фотографий с детьми, с животными. Мы сами подбирали позитивный контент.
- А откуда вы брали фотографии?
- Материал мы брали из трех источников - фотоленты агентств, главный источник поиск по инстаграмму фотографий жителей Крыма, мы мониторили и отбирали лучшее, и третье мы нашли в Севатополе и Крыму фотографов, которые для нас делали эксклюзивные фотоматериалы. Мы сами не были в Крыму, у нас у всех работа, мы удаленно вели аккаунт.
- Соцсети влияют на восприятие людей определенных ситуаций. Как люди в основном реагировали на публикуемый вами материал?
- Количество ретвитов огромно. Несколько тысяч ретвитов в день не только у российских, но и зарубежных пользователей. Ответы были разные, негативная была реакция у радикально настроенных жителей Украины. Положительная у пользователей из Крыма, России и других стран. В целом реакция на 95% положительная. Люди выражают признательность "вежливым людям" за то, что они помогли крымчанам в тяжелый период.
- В Турции недавно завили, что заблокируют Твиттер. Стоит ли блокировать соцсети для политической стабильности?
- Нет однозначного ответа на данный вопрос. В Китае твиттер заблокирован давно. Но это не значит, что в Китае нет блогосферы. Аналогом выступает местный сервис, где китайцы пишут тоже самое, что мы в Твиттере. Все будет зависеть от того, какую стратегию действий выберут турецкие власти по социальным сервисам. Блокировка - это не совсем эффективно для политической стабильности. Только в Китае более-менее выстроена эффективная национальная модель контроля за интернетом. Во всех остальных странах все заканчивалось неудачей.
- За время ведения Твиттера были интересные случаи?
- К нам обращались люди, которые хотели ехать добровольцами в Крым и присоединиться к отрядам "вежливых людей". Каждый день были интересные сообщения. Мы хотели помочь России и Крыму тем, чем мы умеем. В России пока минимально информационное сопровождение событий, как к примеру в Крыму. Я бы уделял этому больше внимания, но Россия пока отстает от Запада в информационном аспекте. Мы решили выступить энтузиастами и создать некий образец того, как работать с таким неоднозначным контентом в интернет-пространстве.
- Вы готовы передать свой аккаунт представителям военных ведомств?
- Мы не исключаем, что если к нам обратяться представители Минобороны или еще из каких-нибудь профильных ведомств - мы передадим этот аккаунт. Россия научилась работать в соцсетях по сложным информационным вопросам. Но нужно научиться предоставлять доступный, адекватный и качественный контент, который бы объяснял: что хочет Россия и что делает Россия. И, соответствено, почему наша аргументация сильнее, чем аргументация наших оппонентов. Думаю, что аккаунт "Вежливые люди" станет элементом развития всего информационого направления нашей страны.