Ученые испугались "зомби-вирусов" из Сибири

Фото Freepik

Новая пандемия может начаться в мире из-за замороженных в вечной мерзлоте Арктики штаммов вирусов-зомби или микробов Мафусаила, которые будут освобождаться по мере того, как с глобальным потеплением происходит разрушение ледников. Об этом пишет газета The Telegraph со ссылкой на ученых.

"На сегодняшний день анализ пандемических угроз сосредоточен на болезнях, которые могут появиться в южных районах и затем распространиться на северные. Напротив, мало внимания уделялось вспышке, которая может возникнуть на крайнем севере, а затем распространиться на юг", - говорит генетик Жан-Мишель Клавери из Университета Экс-Марсель во Франции.

С ним согласна вирусолог Марион Купманс из Медицинского центра Эразмус в Роттердаме. Она подчеркивает, что ученые до сих пор многого не знают о вирусах, которые скрываются в вечной мерзлоте, и один из них вполне может спровоцировать вспышку заболевания, например древней формы полиомиелита.

Как отмечает газета, ученые начали планировать сеть мониторинга арктического региона, призванную выявлять ранние случаи заболеваний, вызываемых древними вирусами. Они создадут систему карантина и квалифицированной медпомощи для инфицированных людей, чтобы предотвратить вспышку и распространение болезни за пределы региона.

Работая над проблемой, группа ученых под руководством Клавери в 2014 году изолировала живые вирусы в Сибири и доказала, что изучаемые биологические агенты за тысячелетия в вечной мерзлоте сохранили способность заражать одноклеточные организмы. В 2023 году были опубликованы результаты их дальнейших исследований, показавшие наличие разных вирусных штаммов, найденных в семи разных местах в Сибири. Возраст одного из образцов специалисты оценили в 48,5 тыс. лет.

Обнаруженные вирусы были способны заражать только амебы и не представляли риска для человека, отметил Клавери и подчеркнул, что этот факт вовсе не говорит о безопасности для человека других вирусов, похороненных в мерзлоте. В ходе исследований команде удалось идентифицировать геномные следы таких "хорошо известных патогенов человека", как поксвирусы и герпесвирусы.

Ученый также пояснил, что наибольший риск кроется даже не в самом таянии вечной мерзлоты, а в исчезновении арктического льда, который откроет пространство для ускорения промышленного развития Сибири, более активного судоходства и бурения "огромных ям для добычи нефти и руды".

"Эти операции высвободят огромное количество патогенов, которые все еще процветают там. Шахтеры будут приходить и дышать вирусами. Последствия могут быть катастрофическими", - подытожил французский вирусолог.

Зомби-вирусами ученые называют активных в прошлом возбудителей болезней, которые сейчас заморожены. К случаям выявления таких биологических агентов ученые относят генетические признаки вируса, вызывающего оспу, обнаруженные в 2012 году в 300-летних мумифицированных останках женщины, похороненной в Сибири. Специалисты также связывают с этим вспышку сибирской язвы, которая произошла в Сибири в июле — августе 2016 года во время аномально жаркого лета и таяния вечной мерзлоты.