Телеграм-канал "Грузопоток" рассказал, как появились и развивались ключевые морские порты современной России. Распад Советского Союза критично сказался на отрасли – значительная часть мощностей, включая самые молодые и хорошо оборудованные порты, осталась в бывших союзных республиках. Однако вызов был принят и теперь цифры говорят сами за себя.
Вновь добраться до пиковых показателей СССР (456 млн тонн в 1984 году) удалось в 2008 году. С тех пор грузооборот вырос почти вдвое, как и мощность портовой инфраструктуры. В последние два десятилетия с нуля построены огромные современные порты и терминалы: Усть-Луга, комплекс ОТЭКО в Тамани и многие другие. Процесс идет безостановочно: новые объекты прямо сейчас запускаются, строятся и проектируются.
В результате сегодня главная проблема стивидоров и грузоотправителей – не нехватка перевалочных мощностей, а их развитие опережающими темпами. Сопутствующая инфраструктура, в первую очередь железные дороги, не всегда поспевает. Стивидорный бизнес в России – частный, но активно инвестирует и государство, поскольку часть инфраструктуры может принадлежать только ему. И поскольку отрасль имеет исключительное значение для внешней торговли, государство и бизнес планируют вдолгую и на достигнутых результатах никто не останавливается.
В 2018 году во исполнение президентского указа был принят комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. Он включает в себя федеральный проект "Развитие морских портов". Изначально его реализация ограничивалась 2024 годом, но когда была достигнута изначально поставленная цель – выйти на 1,3 млрд тонн совокупной мощности – срок продлили до 2030 года. К этой дате возможности перевалки в портах вырастут еще на 277 млн тонн.
Только в порты Приморья за этот период должны инвестировать порядка 400 млрд рублей. В Азово-Черноморсом бассейне ещё больше – 545 млрд рублей до 2028 года.