Последние политические изменения поставили перед обществом вопрос: каковы планы Владимира Путина после 2024 года. От этого зависит очень многое, потому что Путин до сих пор находится на принципиально иной высоте, нежели любой другой российский политик. Несмотря ни на что, избираемость у него практически абсолютная при любом раскладе, да и партия, которую формально беспартийный президент поддержит, гарантированно получит большинство в парламенте. Михаил Мельников перечисляет варианты продолжения карьеры Путина.
Я не политолог. Более того, я считаю, что после 15 января в России официально нет специалистов по внутренней политике, ибо ни один из экспертов даже утром той пасмурной среды не смог хотя бы примерно предсказать, чем закончится вечер. Подобного сценария отставки правительства не было в прогнозах ни придворных мудрецов, ни оппозиционных деятелей, ни нейтральных наблюдателей. Если мы не способны предсказывать события такого масштаба, какова вообще цена нашей квалификации?
Так что я просто перечислю варианты, которые рассматривались разными аналитиками. Но подчеркну, что понятия не имею, какой будет реализован. Если бы меня под страхом утраты гонорара заставили сделать выбор, я бы сказал, что Путин постарается тем или иным способом продлить президентские полномочия. Уйти на покой — это не про него. Вести жизнь российского пенсионера даже с большой пенсией и неприкосновенностью Владимир Путин не будет по совокупности причин. Примем это как аксиому.
Председатель Госсовета
Предложенные президентом поправки в Конституцию предусматривают первое упоминание Государственного совета в главном законе страны:
"Президент формирует Государственный совет Российской Федерации в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации и приоритетных направлений социально-экономического развития государства; статус Государственного совета Российской Федерации определяется федеральным законом".
Таким образом, Госсовет остается консультативным, совещательным органом, главой которого по нынешним правилам является президент, но обратите внимание, что в поправке об этом ни слова. Очевидно, что в скором будущем будет принят закон об этом органе власти. Судя по заинтересованности президента, полномочия Совета могут стать весьма широкими. А там, может быть, исчезнет и обязательное председательствование президента — его роль способен взять на себя, например, лидер нации.
Что-то похожее сделал Назарбаев. В 2010 году Нурсултан Абишевич получил почетный титул "лидера нации" — он не стал подписывать этот проект, но парламент преодолел вето скромного президента. Помимо этого, он, как и полагается по старому закону, в качестве экс-президента заседает в Конституционном совете Казахстана, а также является главой Совета безопасности и председателем партии "Нур Отан".
Но "у российских собственная гордость": Россия куда более европейская страна, чем Казахстан, неофициальный титул здесь вряд ли поймут и примут.
Премьер-министр
Предложив расширить полномочия Госдумы относительно кандидатуры премьера, Владимир Путин в то же время предложил дать президенту прямое право уволить главу правительства (поправки в ст. 83 Конституции) — ранее закон позволял лишь принять отставку. Едва ли президент пошел бы на такой шаг, если бы видел себя в дважды уже опробованной роли премьера. При этом в 2008-12 годах, возглавляя правительство, Путин чувствовал себя вполне комфортно и так же уверенно руководил государством, как и в качестве президента. При этом главой страны должен стать абсолютно надежный человек. Дмитрий Анатольевич, не расслабляйтесь!
Спикер одной из палат парламента
В предложенных поправках президент несколько расширил полномочия Госдумы, но гораздо сильнее — собственные, ведь в послании Федеральному собранию он отдельно проговорил, что Россия должна оставаться президентской республикой. Поэтому роль руководителя одной из палат парламента вряд ли его интересует. Это довольно утомительное ежедневное нахождение на публике без сколько-нибудь ощутимых полномочий. Если к ним, конечно, не добавить какие-нибудь другие, но в целом мы много раз могли убедиться, что романтика парламентаризма не по душе Владимиру Владимировичу.
Глава правящей партии
Владимир Путин не является членом "Единой России", но все же понимают, что он ее лидер и наставник. Тем более в 2008-12 годах, одолжив президентское кресло Дмитрию Медведеву, Путин возглавлял партию. Дисциплина у единоросов достаточно жесткая, и при условии сохранения ими конституционного большинства в парламенте лидер партии становится сильнее президента, так как может преодолевать его вето, ниспровергать правительство, а при случае задуматься и об импичменте. При этом пост является неофициальным, не накладывает никаких обязательств и оставляет достаточно времени для личной жизни. Это не обязательно должна быть "Единая Россия" — можно активизировать Общероссийский народный фронт, этот бренд в обществе связан в основном с антикоррупционной повесткой и не вызывает отрицательных эмоций. Минус в том, что бороться с оппозицией в партии куда труднее, чем в обществе.
Глава Конституционного суда
Эту должность в свое время предрекали Дмитрию Медведеву и, пожалуй, с бо́льшими основаниями. Некоторые изменения в Конституции, которые юрист Путин предложил парламенту, сокращают число судей и несколько расширяют их полномочия, но не настолько, чтобы эта должность показалась соблазнительной президенту. Хотя красиво выглядело бы романтическое возвращение в родной Санкт-Петербург, где базируется Конституционный суд…
Глава Союзного государства России и Белоруссии
Базовый до последнего времени сценарий, незаслуженно забытый сейчас. Слухи о самостоятельности и непредсказуемости Александра Лукашенко сильно преувеличены: под определенные личные гарантии он вполне способен вложить меч своего нынешнего раздражения в ножны благоразумия. Он уже выражал словесное согласие и на единый центр принятия решений, и на единую валюту. После всего, что было за 20 лет сотрудничества Путина и Лукашенко, уровень доверия между этими лидерами очень высокий, а показные эскапады белоруса предназначены более для внутреннего потребления.
Ни в России, ни в Белоруссии нет сильной оппозиции объединению (активная минская интеллигенция находится в явном меньшинстве), особенно при сохранении многих атрибутов фактической самостоятельности.
* * *
Разумеется, никто не запрещал совместительство. Весьма удобно быть спикером парламента и одновременно лидером доминирующей в нем партии. Или председателем Госсовета и заодно главой Союзного государства. Да мало ли интересных перспектив открывается, когда перед тобой вся Россия и еще немного ЕврАзЭС.
У Владимира Путина есть ярко выраженная склонность к драматургии. Посмотрите, как была подана отставка правительства и конституционная реформа — экраны на сотнях зданий, трансляции для автомобилистов, тщательно выстроенная структура послания, выверенная последовательность новостей. Настоящая драма с тремя классическими единствами времени, места и действия. Нет сомнений, в запасе у него еще немало сюрпризов. Так что уходить со сцены он точно не собирается.