Статьи

"Столетие унижения" Китая: как Запад грабил Поднебесную

"Столетие унижения" Китая: как Запад грабил Поднебесную

Наблюдая сегодняшний взлет Китая, трудно поверить, что еще 100 лет назад страна находилась в волоске от полного краха. Непрерывная череда проигранных войн, неравных договоров и уступок "заморским варварам", протянувшаяся с середины XIX по середину XX века, прочно вошла в китайское сознание под именем "столетия унижений". По мере того как мечта о построении светлого коммунистического будущего все меньше резонирует среди простых китайцев, главной объединяющей идеей для них становится стремление не допустить повторения событий трагической для Китая эпохи. Андрей Ковалев - о том, как страны Запада добивали Цинскую империю. 

Многовековая доминанта

На протяжении большей части своей многовековой истории Китай безраздельно властвовал в Восточной Азии. Основной угрозой для страны были лишь внутренние распри, которые периодически раскалывали страну на несколько частей. На разных исторических этапах в состав Поднебесной входили территории современного Вьетнама, Монголии и Кореи. Японию от столкновений с могущественным соседом спасало только разделяющее их море.

По оценкам историков, вплоть до XVIII века китайская экономика была крупнейшей в мире, более чем в два раза превосходя суммарный ВВП Западной Европы. Однако история сыграла с Китаем злую шутку: сразу несколько изобретений, появившихся там, но не нашедших должного применения – бумага, компас, книгопечатание и в особенности порох – стали основной технологического прорыва Старого света, позволившего в течение одного века перевернуть ситуацию с ног на голову.


Доля основных держав в мировом ВВП в 19-20 веках. Источник – Deutsche Bank.

Первая опиумная война

К началу XIX века правящая в Китае династия Цин продолжала пребывать в уверенности по поводу исключительности своего государства и его превосходстве над всеми остальными. Лучше всего отношение к иностранцам характеризует обычай при дворе императора – все послы других государств были обязаны падать ниц перед ним, так же, как это делали рядовые китайские чиновники. Европейцы находили церемонию оскорбительной, и при первых официальных контактах Британской империи и Китая гордые английские джентльмены отказались следовать ей. Впоследствии Китаю пришлось дорого заплатить за высокомерие правящей династии.

Несмотря на то, что Китай был источником множества дорогих и пользующихся высоким спросом товаров – чая, фарфора, шелка и пряностей – экономика страны оставалась довольно самодостаточной. Из-за этого дисбаланса поток денег в Китай значительно превосходил траты страны на импорт. При этом китайские власти принимали в качестве оплаты за свои товары только серебро, что создавало серьезные проблемы для торгующих с Китаем компаний. 

Ситуация шла вразрез с господствующей в то время в Европе доктриной меркантилизма, предписывающей стимуляцию экспорта и ограничение импорта. Опасаясь роста иностранного влияния, китайские власти ввели запрет на доступ иностранцев вглубь страны, открыв для заморских торговцев только один порт в Кантоне, который сейчас известен как Гуанчжоу. Ключевую роль в торговле с Китаем тогда играла британская Ост-Индская компания, которая за счет своих позиций в Индии контролировала поток товаров из Азии в Европу.

В 1766 году Великобритания силой присоединила северо-западную часть Индии, включая Бенгал, где находились обширные плантации опиумного мака. Контроль над ними перешел Ост-Индской компании, которая на тот момент испытывала финансовые трудности из-за значительных военных расходов. Руководство компании придумало, как с помощью торговли опиумом поправить свои дела и одновременно решить проблему нехватки серебра для закупки товаров в Китае. Единственной загвоздкой было то, что ввоз опиума был официально запрещен китайскими властями, и такая респектабельная компания, как Ост-Индская, не могла быть замешана в контрабанде.

Выход был без труда найден – опиум продавался с аукциона в Калькутте мелким торговцам, которые затем нелегально ввозили его в Кантон. На вырученное серебро они там же покупали векселя Ост-Индской компании, которая использовала эти средства для закупки чая и других товаров. К 1804 году поток серебра шел уже не в Китай, а в британскую казну. Вскоре к выгодной схеме торговли подключились американцы, поставляя на китайский рынок менее качественный опиум из Турции.

Импорт опиума в Китай, 17-19 веках, в тоннах. Источник – Управление ООН по наркотикам и преступности

Первые опиумные начали появляться в Китае еще в XVII веке. Наркотик смешивали с еще одной заморской новинкой – табаком – и курили с помощью особой длинной трубки. Постепенно эту смесь, называемую "мадак", вытеснил чистый опиум, и увлечение подданных китайского императора наркотиком превратилось в острую социальную проблему. По мере того, как в Китай ввозилось все больше опиума, столь же быстро росло число наркозависимых. В прибрежных городах наркотик регулярно употребляло до 90% молодых мужчин.

Для того, чтобы оценить масштаб проблемы, достаточно сказать, что к 1860 году Китай импортировал более 4,5 тысяч тонн опиума в год – приблизительно столько же было произведено во всем мире в 2005 году. Ситуацию усугубляло то, что китайские крестьяне отказывались от выращивания традиционных культур и тоже переходили на выращивание более выгодного опиума. К началу XX века производство наркотика внутри страны достигло 35 тысяч тон в год, и британский импорт уже не мог конкурировать с ним. Влияние опиума на экономику было таково, что в отдельных провинциях он выполнял функцию денег, а в наркоторговлю были вовлечены чиновники всех уровней.

В 1839 году император, обеспокоенный ситуацией c контрабандой наркотика, назначил своим представителем в Кантоне жесткого противника торговли опиумом и восходящую звезду китайской бюрократии Линя Цзесюя. По прибытии на место чиновник активно взялся за дело, арестовав свыше 1700 местных наркоторговцев и проведя рейды по кантонским притонам. Затем Линь заблокировал порт, по сути взяв в заложники всех находившихся там иностранцев, и потребовал от них отказаться от торговли наркотиком и сдать имеющийся у них опиум. Для разрешения ситуации британский торговый представитель призвал иностранных торговцев выполнить указания китайских властей, пообещав, что правительство Британии компенсирует им потери.

В результате Линь конфисковал и уничтожил свыше 1300 тонн опиума. Британский парламент отказался компенсировать торговцам огромные убытки, придя к выводу, что ответственность лежит на китайских властях. В ответ на это владельцы торговых компаний начали кампанию в Великобритании за то, чтобы силой вынудить Цинскую империю выплатить компенсацию. Несмотря на сильное противодействие войне в британском обществе, частные интересы правящих кругов оказались сильнее, и в 1840 году к берегам Китая была направлена боевая эскадра из 16 военных кораблей и четырехтысячного экспедиционного корпуса.

Китайским солдатам вскоре пришлось столкнуться с теми же неприятностями, которые 10 лет спустя ждали русские войска на Крымской войне – нарезное оружие англичан давало им огромное преимущество в боевых столкновениях на суше. На море превосходство британского флота было тотальным. Противостоять ему не могли не только парусные джонки, составлявшие основу китайских морских сил, но и береговые укрепления. Англичане грамотно выстроили свою кампанию с учетом этих обстоятельств, сосредоточившись на атаке важных прибрежных городов. Всего за два года им удалось захватить позиции вблизи Кантона, Нанкин и Шанхай, остров Чусан, а также перерезать Великий канал – основную транспортную артерию Китайской империи, которая связывала столицу с регионами, где производилось продовольствие. Китайским властям не оставалось ничего иного, кроме как безоговорочно принять условия англичан.

В 1842 году на борту британского корабля "Корнуэллс" был подписан Нанкинский договор, по условиям которого Китай выплачивал Англии огромную контрибуцию, включая компенсацию за уничтоженный опиум, открывал для иностранцев еще четыре порта, и ограничивал внешнеторговые пошлины. Британия получила Гонконг. Кроме того, стране был гарантирован статус наибольшего благоприятствования во внешней торговле. Одним из самых унизительных пунктов договора стал статус экстратерриториальности иностранных граждан в Китае, по которому они не подчинялись местным законам. Спустя два года схожие договоры с Цинской империей подписали Франция и США. В Китае принято считать, что Нанкинский договор стал первым в серии "неравных" договоров, навязанных ему западными державами и Японией в течение "столетия унижений".

Вторая опиумная война

После подписания Нанкинского договора возобновление боевых действий оказалось практически неизбежным, поскольку китайские власти как могли затягивали выполнение его условий. Англичане в 1854 году воспользовались своим статусом наибольшего благоприятствования и, сославшись на один из пунктов договоров между Францией, США и Китаем, предусматривающим возможность их пересмотра через 12 лет, потребовали от Китая открытия для торговли всех портов и легализации опиума. Цинским чиновникам удалось тянуть с ответом два года, но вскоре терпение англичан лопнуло. 

В качестве повода для начала войны было использовано задержание китайскими властями небольшого судна "Эрроу", приписанного к Гонконгу и поэтому пользующимся правом экстратерриториальности. Британский консул потребовал немедленного освобождения всех членов экипажа и официальных извинений за оскорбление флага, который якобы был сорван с судна. Китайская сторона выполнила требования только частично, и англичане перешли к разговору на языке оружия. Полноценное начало военной кампании осложнялось восстанием в Индии, которое отвлекало силы, выборами в Великобритании и проблемами с поисками союзников. Катализатором ситуации послужило вступление в альянс против Китая французского правительства, разгневанного казнью миссионера в провинции Гуанси. 

Ход боевых действий оказался для Цинской империи еще более безнадежным, чем в первой войне. Ослабленная восстанием Тайпинов страна была не в состоянии противостоять европейцам. После того как силы коалиции захватили Кантон и высадились вблизи Тяньцзиня, сопротивление Китая было сломлено. Несмотря на подписание мирных Тяньцзинских трактатов, спустя несколько месяцев при дворце китайского императора вновь возобладало мнение "ястребов", и война возобновилась. На этот раз после подавления восстания сипаев Британия смогла полностью сконцентрироваться на Китае, выделив для этого хорошо снабженный корпус войск. Англо-французские силы вновь захватили позиции под Тяньцзинем и двинулись вглубь страны на Пекин. В 1860 году войска коалиции вошли в китайскую столицу, а также сожгли и разграбили оба Летних дворца императора в отместку за убийство китайцами высокопоставленных англичан, попавших в плен. В ходе грабежей были расхищены сотни бесценных произведений искусства, которые китайские династии передавали из поколения в поколение на протяжении тысячелетий.

В общественном сознании Китая уничтожение дворцов до их пор рассматривается как одно из самых тяжких оскорблений для страны того периода. После того как император бежал из столицы, его брат согласился ратифицировать Тяньцзинские трактаты и подписал дополнительные соглашения, навязывающие Китаю новые ограничения.

Страна полностью открывалась для доступа иностранцев, торговля опиумом была легализована. Англии и Франции выплачивалась компенсация в 18 миллионов серебряных слитков, кроме того британские корабли получали право вывозить попавших в долговое рабство крестьян на тяжелые работы в колониях. Показательным считается то, что больше всего негодования у Цинских чиновников вызывал пункт об открытии дипломатических представительств европейских стран в Пекине, поскольку это бы ставило на один уровень "заморских варваров" с Китаем. Даже после десятилетий унижений империя продолжала пребывать в иллюзиях о собственном превосходстве.

Размер контрибуций по итогам Опиумных войн в сравнении с налоговыми доходами Империи Цин, в миллионах серебряных слитков

Франко-китайская война

К 1882 году Франция в результате войны с Вьетнамом получила контроль над центром и югом страны. Вьетнам долгое время был вассальным государством Китая, но к тому времени цинские власти уже были не в состоянии защищать свои сферы влияния. Однако северная провинция страны Тонкин представляла для них значительный интерес, и поэтому китайское правительство продолжало негласно поддерживать сопротивление местного населения. За два десятилетия, прошедших с момента поражения Китая в Опиумных войнах, цинские власти взяли курс на модернизацию и усиление армии. Они перевооружали сухопутные войска современным стрелковым оружием, привлекали европейских советников и заказали постройку нескольких современных кораблей. Но китайской армии все еще не хватало выучки и тактической подготовки, и ее эффективность снижали организационные проблемы.

В 1883 году Франция перешла в полномасштабное наступление в Северном Вьетнаме. Несмотря на ряд болезненных поражений от китайских войск, силы французов захватили несколько ключевых городов. Опасаясь открытой конфронтации с Францией, сторонники умеренной линии склонили императрицу Цыси к переговорам. По соглашению, подписанному в Тяньцзине, Китай признавал протекторат Франции над всем Вьетнамом и обязывался вывести из Тонкина все войска.

Спустя месяц после подписания договора французский отряд в Северном Вьетнаме попал в засаду, потеряв до 100 человек убитыми, и Франция потребовала от Китая огромной компенсации и немедленного вывода всех войск из Тонкина. Цинские власти на эти условия не согласились, и боевые действия продолжились. Если на суше французская кампания шла с переменным успехом, то экспедиционная эскадра без труда разгромила южный флот Китая и организовала морскую блокаду портовых городов. Спустя два года цинское правительство, обеспокоенное перспективой войны с Японией из-за волнений в Корее, согласилось на мирные переговоры. Под давлением неудачного хода кампании в Тонкине, Франция отказалась от требований по денежной компенсации, но добилась главного – контроля над всем Вьетнамом.

Восстание "боксеров" и крах государства

К началу XX века череда военных поражений и унизительных договоров окончательно подорвала доверие китайского населения к правящей династии Цин. Отношение к ней и без того было настороженным, поскольку ее основатели были завоевателями из Манчжурии. Страна до этого уже пережила страшные беспорядки – между первой и второй Опиумными войнами вспыхнуло восстание Тайпинов, подавление которого стоило Китаю от 20 до 30 миллионов жизней. Рядовых китайцев также захлестнула волна ксенофобии против всего западного. Наблюдая как на протяжении десятилетий "заморские дьяволы" наносили нации одно унижение за другим, население выступало за то, чтобы полностью изгнать иностранцев из страны.

Масштабные изменения в экономике, прокладка железных дорог и проникновение в китайские провинции иностранных товаров коренным образом изменило уклад жизни простых крестьян. Миллионы из них остались без источника дохода, пополняя ряды батраков и деревенской бедноты. В 1897-1898 годах в северных районах Китая прошла сильная засуха, которая еще больше ухудшила положение населения. Недовольные положением дел люди сбивались в группы, которые называли себя "отряды справедливости и мира". Их гнев был направлен на иностранцев и на христианство, которое они считали тлетворным влиянием "заморских дьяволов". Участники отрядов практиковали различные мистические обряды и физические упражнения, включая боевые искусства. Впоследствии столкнувшиеся с ними европейцы прозвали их "боксерами".

После серии нападений на миссионеров и столкновений с немецкими войсками, которые вмешались для защиты своих граждан, бунт охватил весь север страны. Уже к 1900 году восставшие вплотную подошли к Пекину, разрушая по пути церкви и убивая китайцев-христиан. На события в Китае отреагировали все державы, рассматривавшие его в качестве сферы собственных интересов, выдвинув к берегам страны ограниченный контингент сил. Единой коалицией выступили восемь держав – Англия, Франция, Япония, Россия, Германия, США, Австро-Венгрия и Италия. Союзники выдвинули императрице Цыси ультиматум, требуя от нее сдачи контроля над армией и финансовыми делами Китая. Мнения в императорском дворце разделились – большинство консерваторов призывали поддержать "боксеров", используя их силы для борьбы с западными оккупантами. Те, кто понимали, что ослабленный Китай не в состоянии противостоять европейским державам, оказались в меньшинстве. Принятие условий ультиматума означало бы для Цинской династии полную утрату власти, и императрица заняла сторону ястребов. 21 июня Китай объявил войну сразу всем участникам коалиции.

Силы Цинской империи и "боксеры" приступили к осаде посольского квартала в Пекине, в котором помимо дипломатических корпусов, спрятались немногочисленные уцелевшие христиане. Одновременно с этим, отряды восставших атаковали позиции высадившихся вблизи Тяньцзиня союзников. Против Китая сыграло то, что армия страны имела региональное подчинение, и некоторые главы провинций проигнорировали приказ о начале войны, продолжая бороться с "боксерами". Вскоре к союзникам прибыло подкрепление из метрополий, и их войска начали марш на Пекин. Город был взят в конце августа, силы коалиции успешно сняли осаду посольского квартала, который продержался 56 дней. 

Цена поражения оказалась для Китая непомерной. По условиям "Заключительного протокола", подписанного по итогам конфликта, цинское правительство обязывалось выплатить огромную контрибуцию, в несколько раз превышающую его годовые доходы, на которую начислялись проценты. Договор предусматривал постоянное присутствие в стране иностранных войск и запрет властям на сбор налогов. Фактически Китай перестал существовать как независимое государство.

Размер контрибуций по итогам восстания "боксеров" в сравнении с налоговыми доходами империи Цин, в миллионах серебряных слитков

От трагедии утраты собственной идентичности Китай спасла другая трагедия – Первая мировая война. Европейским державам надолго стало не до передела сфер влияния в отдаленных уголках земного шара, и Поднебесная с пользой использовала предоставленное ей окно времени. Полноценную субъектность Китай получил только после разгрома Японии во Второй мировой войне и завершения гражданской войны.

Катализатором краха Цинской империи стали действия Великобритании, которая подорвала ее экономику контрабандой опиума и открыла страну для дальнейших посягательств других держав. Огромную негативную роль в проблемах Китая сыграла деятельность христианских миссионеров, которые нахлынули в страну после поражения в Опиумных войнах – они спровоцировали два восстания, окончательно подорвавших силы империи. Хотя внутри Китая принято возлагать вину за "cтолетие унижений" на собственную слабость, то, как вели себя европейские державы, никто не забыл, и эта память лежит в основе глубокого недоверия китайцев к Западу.