Доля природного газа в качестве моторного топлива составляет всего 2% от общего объёма его потребления автотранспортом, при этом доля транспортных издержек в ВВП страны составляет 14%, что в 1,5–2 раза выше, чем в развитых странах. Чтобы решить эту проблему, комиссия Госсовета по направлению "Энергетика" предложила сразу несколько мер, которые коснутся в том числе производителей техники и оборудования, автопрома и судостроения.
Профильный телеграм-канал "МашТех" рассказал о сути этих инициатив. В 2026–2030 годах предложено существенно увеличить размер субсидий на разработку, производство и покупку транспорта на газе. В бюджете на 2024 год и плановый период 2025–2026 годов власти хотят предусмотреть субсидию автопроизводителям транспорта на газе. В 2023 году бюджет составил 2,7 млрд рублей, на 2024 год уже предусмотрено 16,7 млрд рублей, а в целом сумма должна составить не менее 30 млрд рублей на трёхлетку.
Предложено также предусмотреть производство техники и транспорта на газомоторном топливе (ГМТ) не только для автомобильной отрасли, но и для других отраслей экономики – в том числе водного и железнодорожного транспорта, карьерной техники и различного оборудования. Прогнозы по потреблению газомоторного топлива, за которые отвечает Минэнерго, хотят увязать с прогнозами производства такой техники.
Среди других мер: разработка поэтапной программы ограничения и даже запрета эксплуатации водных судов, работающих на дизельном топливе в городских акваториях, создание инвестфонда или оператора для всех проектов в сфере ГМТ, который должен повысить эффективность распределения бюджетных средств. Ввозные таможенные пошлины на оборудование для инфраструктуры производства и потребления ГМТ, у которого нет отечественного аналога, могут быть снижены или вовсе обнулены. Для оборудования, аналоги которого в стране есть, их напротив увеличат.
Комиссия считает необходимым установить пониженную ввозную пошлину (5%) не только на газомоторные и дизельные тягачи, но и на другие шасси массой 20–50 тонн (самосвалы, мусоровозы).
С 2028 года должен быть введён запрет на курсированиенеэкологичного пассажирского транспорта в городах с населением более 500 тысяч человек. Грузовикам, работающим на ГМТ, разрешат бесплатно ездить по платным дорогам и введут 50-процентные скидки в системе "Платон".
Если все предлагаемые меры будут приняты, это как минимум изменит приоритеты производителей техники, оборудования, судостроителей и производителей железнодорожного транспорта, подчёркивает "МашТех". Согласно целевым показателям госпрограммы "Развитие энергетики", к 2024 году потребление метана должно увеличиться уже до 2,7 млрд м³, но для этого нужно 528 тысяч автомобилей. На сегодняшний день в России парк газомоторных автомобилей составляет 290 тысяч единиц. При этом в 2023 году было произведено лишь 3044 автомобиля на КПГ и СПГ, хотя в 2022 году их выпустили 10,7 тысяч штук, а переоборудовали на газ 17,1 тысяч единиц. Но даже такими темпами целевых показателей достичь не удалось, и загрузка заправок составляет только 34%.