Общество

Власти хотят перевести на газ суда, поезда и автомобили

Власти хотят перевести на газ суда, поезда и автомобили
Власти хотят перевести на газ суда, поезда и автомобили

Доля природного газа в качестве моторного топлива составляет всего 2% от общего объёма его потребления автотранспортом, при этом доля транспортных издержек в ВВП страны составляет 14%, что в 1,5–2 раза выше, чем в развитых странах. Чтобы решить эту проблему, комиссия Госсовета по направлению "Энергетика" предложила сразу несколько мер, которые коснутся в том числе производителей техники и оборудования, автопрома и судостроения.

Профильный телеграм-канал "МашТех" рассказал о сути этих инициатив. В 2026–2030 годах предложено существенно увеличить размер субсидий на разработку, производство и покупку транспорта на газе. В бюджете на 2024 год и плановый период 2025–2026 годов власти хотят предусмотреть субсидию автопроизводителям транспорта на газе. В 2023 году бюджет составил 2,7 млрд рублей, на 2024 год уже предусмотрено 16,7 млрд рублей, а в целом сумма должна составить не менее 30 млрд рублей на трёхлетку.

Предложено также предусмотреть производство техники и транспорта на газомоторном топливе (ГМТ) не только для автомобильной отрасли, но и для других отраслей экономики – в том числе водного и железнодорожного транспорта, карьерной техники и различного оборудования. Прогнозы по потреблению газомоторного топлива, за которые отвечает Минэнерго, хотят увязать с прогнозами производства такой техники.

Среди других мер: разработка поэтапной программы ограничения и даже запрета эксплуатации водных судов, работающих на дизельном топливе в городских акваториях, создание инвестфонда или оператора для всех проектов в сфере ГМТ, который должен повысить эффективность распределения бюджетных средств. Ввозные таможенные пошлины на оборудование для инфраструктуры производства и потребления ГМТ, у которого нет отечественного аналога, могут быть снижены или вовсе обнулены. Для оборудования, аналоги которого в стране есть, их напротив увеличат.

Одним из ключевых преимуществ транспорта на газе считается его экологичность
Одним из ключевых преимуществ транспорта на газе считается его экологичность

Комиссия считает необходимым установить пониженную ввозную пошлину (5%) не только на газомоторные и дизельные тягачи, но и на другие шасси массой 20–50 тонн (самосвалы, мусоровозы).

С 2028 года должен быть введён запрет на курсированиенеэкологичного пассажирского транспорта в городах с населением более 500 тысяч человек. Грузовикам, работающим на ГМТ, разрешат бесплатно ездить по платным дорогам и введут 50-процентные скидки в системе "Платон".

Если все предлагаемые меры будут приняты, это как минимум изменит приоритеты производителей техники, оборудования, судостроителей и производителей железнодорожного транспорта, подчёркивает "МашТех". Согласно целевым показателям госпрограммы "Развитие энергетики", к 2024 году потребление метана должно увеличиться уже до 2,7 млрд м³, но для этого нужно 528 тысяч автомобилей. На сегодняшний день в России парк газомоторных автомобилей составляет 290 тысяч единиц. При этом в 2023 году было произведено лишь 3044 автомобиля на КПГ и СПГ, хотя в 2022 году их выпустили 10,7 тысяч штук, а переоборудовали на газ 17,1 тысяч единиц. Но даже такими темпами целевых показателей достичь не удалось, и загрузка заправок составляет только 34%.