Общество

Россия ограничила доступ иностранцев к данным товарных рынков

Россия ограничила доступ иностранцев к данным товарных рынков
Фото: Мария Лихачева / Ruposters

Государственная дума приняла закон, ограничивающий деятельность организаций с иностранным участием в сфере маркетинговых исследований. Иностранные государства, международные организации и компании с долей зарубежного капитала свыше 20% не смогут заниматься изучением товарных рынков России. Исключения предусмотрены для компаний с годовой выручкой менее 800 миллионов рублей и организаций, ведущих исследования в собственных интересах.

Организаторы исследований обязаны до 15 мая 2026 года подать сведения о соответствии новым требованиям в уполномоченный орган. Закон устанавливает, что исследования должны проводиться на основании официального заказа госструктур с использованием данных из государственных информационных систем. Новые правила вступят в силу с 1 марта 2026 года.

Заместитель председателя Комитета Госдумы по экономической политике Артём Кирьянов отметил, что зарубежные компании "годами собирали не просто цифры — они знали, сколько мы тратим, как реагируем на кризисы". По его словам, эта информация может использоваться для точечных ударов по экономике и дискредитации власти.

Председатель общественного движения "Гражданский комитет России" Артур Шлыков обратил внимание на международную практику защиты данных.

"За границей, особенно в США и Европе, никто не разрешит иностранной компании просто так собирать данные о гражданах. У нас в стране есть сильные исследовательские компании, которые работают прозрачно и по закону", — заявил он.