В рамках Российского интернет-форума (РИФ 2022) эксперты обсудили проблемы и перспективы правового регулирования цифровой трансформации. Организатором мероприятия выступило Российское агентство правовой и судебной информации. Модератором сессии выступила заместитель главного редактора РАПСИ Ольга Бинда.
Говоря о том, кем же все-таки является цифровой юрист, спикеры сошлись во мнении, что, в первую очередь, это специалист, обладающий фундаментальными юридическими знаниями, но при этом понимающий, как функционирует та или иная технология.
Руководитель группы Центра регуляторного сопровождения цифровых проектов Блок GR МТС, эксперт Института права цифровой среды НИУ ВШЭ Елена Сурагина отметила, что цифровой юрист должен обладать нестандартным креативным мышлением, а также быть готовым меняться, заниматься самообразованием и взаимодействовать с большим количеством специалистов из самых разных областей. Кроме того, ему важно понимать особенности цифровой среды.
"В числе основных особенностей этой среды – дистанционный формат взаимодействия, отсюда возникает вопрос с идентификацией, а также проблемы подписания документов, выражения воли, физической безопасностью. Еще одной особенностью является интерактивность взаимодействия и высокие скорости изменения самой цифровой среды, а также постоянная генерация данных, в том числе личных, отсюда вытекают угрозы в сфере приватности. Цифровому юристу важно понимать эти вещи", — указала эксперт.
Цифровой юрист должен знать, что такое искусственный интеллект и Big Data, а также представлять те риски, которые возникают при применении той или иной технологии, считает заместитель председателя Комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики при Московском отделении Ассоциации юристов России (АЮР) Александр Савельев.
"Такой юрист должен в принципе быть готовым разговаривать на одном языке со своими коллегами из IT-подразделений, отделов маркетинга и развития бизнеса и т.д., что требует от него обширных юридических и технических познаний. Важно отметить, что язык IT-команд сильно отличается от языка юристов, и умение общаться без переводчиков – очень важный навык для такого специалиста", — подчеркнул эксперт.
Заместитель начальника управления научной политики МГИМО и главный редактор журнала Digital Law Journal Максим Иноземцев отметил, что цифровой юрист не может обойтись без знания основ юриспруденции.
"Подготовка юристов 21 века должна базироваться на междисциплинарном подходе. "Цифровой фетишизм" – завышенные ожидания и излишнее идеализирование процесса цифровизации. С точки зрения маркетинга это круто, но от излишней идеализации технологий забывают про фундамент, про право. Цифровой юрист — это специалист, обязательно обладающий фундаментальными знаниями с надстройкой в виде необходимых цифровых компетенций", — уточнил эксперт.
К числу наиболее важных для регулирования отношений в области цифрового права эксперт отнес следующие законопроекты: о регулировании рекомендательных сервисов; о регулировании цифровой валюты; о внесении изменений в закон "о персональных данных" в части трансграничных данных; законопроект об NFT; антикризисные законы, связанные с указом президента о предоставлении новых льгот, преференций и преимуществ для сотрудников IT отрасли и государственных компаний.