Журналист Елена Кондратьева-Сальгеро — о том, как Covid-19 заполонил собой все информпространство, в которое лишь изредка просачиваются другие значимые новости, и то через призму коронавируса.
Помните анекдот про студента, пришедшего на экзамен с одним единственным выученным разделом — про блох? В первом билете ему попадаются млекопитающие, он не теряется и гнет свою линию: говорит, что млекопитающие бывают покрыты шерстью, в шерсти иногда заводятся блохи, а блохи бывают такие, такие и такие. Его заставляют брать второй билет, а там — птицы. Он опять не пугается, говорит, что птицы покрыты перьями, в перьях могут водиться блохи, а блохи бывают такие, такие и такие. Ему дают последний шанс, но в третьем билете — рыбы. Он и здесь не сдается, говорит, рыбы вообще-то покрыты чешуей, но если б у них была шерсть или перья, то там запросто могли бы водиться блохи, а блохи бывают такими, такими и такими...
Вы прослушали краткий отчет о всех достойных внимания событиях за последние пять недель. Вместо блох подставьте коронавирус и убедитесь, что от перестановки сюжетов сумма не изменится.
В Америке — один Госдеп, в Госдепе — один Китай, в Китае — один коронавирус и больше ничего нового, далее по кругу. Все виноваты, поэтому неважно, кто первый начал. Все равно везде коронавирус. Вокруг него вращаются звезды, от него разбегаются планеты и галактики.
Все в нашем скорбном мире отныне cуществует исключительно сквозь призму коронавируса. Никакой другой информации не удается пробить дымовую завесу и просочиться в умы. А та, что все-таки доползает до публики, обесцвеченная и обессиленная, все одно пропускается сквозь все ту же призму и ее возможные "излучения" на все остальные явления во вселенной.
Циклон по имени "Амфан", родившийся на Шри-Ланке, приближается к юго-востоку Индии и угрожает Бангладеш. Ветры достигают скорости 180 км/час, уровень моря рискует подняться до 5 метров. Между тем, пока ветры недодули и циклон не долетел, количество зараженных на Шри-Ланке 1 023, из них 569 выздоровевших и 9 погибших.
В Республике Бурунди, несмотря на пандемию, проходят выборы, потому что надо же, наконец, переизбрать президента Нкурунзиза, которого никак не удается оторвать от кормушки с 2005 года. Не старайтесь запомнить имя президента, может статься, его, наконец, переизберут. А главу избирательного комитета вообще зовут Синдаихебура, не пытайтесь выговорить это в домашних условиях. На выборах — смятение и мордобой, но это хоть немного отвлекает от коронавируса, которого в Бурунди кот наплакал: 42 зараженных, 20 выздоровевших, 1 ушедший.
В Египте, под сурдинку пандемии, спокойно уничтожают последнeе независимoе СМИ: главного редактора интернет-газеты Mada Masr Линду Атталу опять арестовали в воскресенье, затем выпустили под залог без малейших объяснений и продолжают прессовать с усиленной настойчивостью, учитывая, что внимание всего мира и журналистских собратьев сейчаc вывернуто наизнанку и повернуто к... Ответ правильный! 13 484 зараженных, 3 742 выздоровевших, 659 смертей.
В Сирии из разных тюрем сбежали 13 женщин, жен джихадистов. Все эти женщины находились в заключении, потому что публично обещали "залить Европу кровью неверных". И вот теперь непонятно каким образом растворились в природе с неустановленными точно намерениями. Вообще, по данным французских служб, 10% джихадисток французского происхождения в Сирии покинули места своих "тюремных заключений" и находятся в данный момент в свободном полете, пытаясь снова вернуться в Европу. Но это, сами понимаете маловажно и малоинтересно, потомy что... Ответ верный: на сегодняшний день в Сирии из всех, кого посчитали, 58 зараженных, 36 выздоровевших и 3 умерших. Остальным просто некогда пересчитываться: там продолжается война, но всем сейчас не до нее.
В самой Франции народ выходит из "карантина" и начинает вспоминать, что не ладилось до всеобщего затвора и не исчезло за время его морочно-депрессивного воздействия. В "трудных районах", где никто изначально так и не "запирался", снова начались беспорядки, то бишь традиционное времяпрепровождение тамошней молодежи с сожжением чужих автомобилей и бросанием бутылок с зажигательной смесью в полицию и пожарных. Но краткие сводки об этом, прорывающиеся через корона-завесу, едва касаются внимания публики. Внимание публики, как легко догадаться, поглощено ежедневными нюансами все того же коронавируса: как нам обустроить коронавирус и нашу смиренную жизнь вокруг да около него.
Даже при беглом просмотре любых европейских передовиц становится очевидным, что вся наша жизнь отныне не боль и не борьба, а беспрестанное обустройство коронавируса. Судя по количеству, качеству и сути касающихся его заметок, мир тверд в своем решении подстраиваться под коронавирус преданно, нежно и теперь уже бесперебойно, до скончания времен, пока что-нибудь нежданное и вредное для вируса не разлучит нас...
Точь-в-точь как в анекдоте про бесстыжего студента, прочитавшего только одну главу из учебника, любое явление отныне подлежит рассмотрению с точки зрения блох, их среды обитания, их привычек, намерений, последствий и возможных подвидов. Я, конечно, хотела сказать коронавируса, но оговорилась, не по Фрейду.
Мы переживаем эру коронавирусных потрясений: Песец в созвездии Глупца. А между тем в мире упорно продолжают происходить очень разные события — страшные, радостные и просто познавательные.
Из самых страшных, несомненно, стоит упомянуть бессердечие венгерского парламента, несмотря на коронавирус проголосовавшего за отмену юридического признания транссексуалов. Теперь рожденные ползать в собственном гендере летать не смогут в гендере противоположном, потому что так и останутся по паспорту либо "м", либо "ж". Скажете, не страшно? По мнению газеты The Guardian, страшнее непризнаваемого гендера только коронавирус. И Amnesty International* бьется в истерике, заявляя, что "этот шаг отбрасывает Венгрию назад, к средневековью", когда за подобные желания запросто можно было серьезно схлопотать, не рассчитывая на вмешательство суда по правам человека.
Из радостных событий только одно: раскрыт брачный договор Полины Гагариной, по которому она ничего не отдаст мужу при разводе. Это вдохновляет и побуждает к новым достижениям феминизма.
Из познавательного: британская газета Sunday Times подсчитала убытки королевы Елизаветы II, вирусу не поддавшейся, но чуть не разорившейся на ковидо-неврозе. Отныне личное состояние английской королевы наскребает всего 350 миллионов фунтов стерлингов (или 392 миллиона евро). А это значит, что за истекшие месяцы королева поиздержалась на чуть более 22 миллионов евро. Вообще, по подсчетам газеты, наша пандемия только за последние два месяца лишила самых богатых британцев 54 миллиардов фунтов стерлингов.
Сейчас вы разозлитесь и скажете, а нам-то какое дело? А я отвечу: это важно, потому что в европейскую прессу начинает наконец пробиваться информация другого рода, нежели панические графики, напоминающие кардиограмму планеты, смешения цифр в барабане безумного "Спортлото" и разного рода страшилки, пугалки и предсказалки от дочерей вирусологов и сынов аналитиков.
Это значит, что чем бы эта удивительная пандемия ни оказалась и ни обернулась, такая угловатая, несуразная, противоречивая вся, — жизнь налаживается и снова пробивается даже сквозь медийный заслон. A после долгих месяцев изоляции и информационных бомбардировок одним и тем же калибром, чем бы вас в прессе ни тешили, лишь бы не вирусом! Хоть какая, а передышка. Нужно срочно набираться сил, закалять терпение и укреплять выносливость, пока снова не начали бомбить Ковидом. Ведь если бы у Ковида были перья или шерсть, то там непременно завелись бы блохи. А блохи бывают... (см. начало). Поэтому читайте про английскую королеву и не выпендривайтесь.
- * СМИ-иноагент