Статьи

Горе-дельцы: кто и как наживался на эпидемии коронавируса в США

Горе-дельцы: кто и как наживался на эпидемии коронавируса в США

В России всегда говорили "Кому война, а кому — мать родна". Под этим подразумевали, что на горе и несчастье всегда кто-то зарабатывает. В Британии Уинстон Черчилль сделал крылатой фразу: "Никогда не давайте хорошему кризису пройти впустую". В США наверняка тоже есть свое собственное выражение, которое отражает умение дельцов наживаться на проблемах других. Пандемия коронавируса не стала исключением. Америка вышла на первое место по количеству зараженных Covid-19, власти объявили беспрецедентные меры поддержки населения. Тем не менее нашлись те, кто решил обернуть ситуацию в свою пользу и нажиться на соотечественниках. Малек Дудаков — о тех, кто решил заработать на эпидемии.

Инфляция и дефицит продуктов

Известная фраза Уинстона Черчилля была воспринята слишком буквально многими горе-политиками и бизнесменами в США, которые решили заработать максимум на эпидемии коронавируса и коллапсе мировой экономики.

Всеобщий дефицит популярных медицинских изделий, в первую очередь масок и перчаток, открыл широкое окно возможностей для предприимчивых американских перекупщиков. Они предусмотрительно запасались популярными товарами, чтобы затем в условиях паники поднять на них цены в десятки раз. Теневые брокеры смогли за несколько месяцев заработать сотни миллионов долларов на эпидемии, всего лишь продавая дефицитную продукцию по завышенным ценам.

Однако не только одни медицинские принадлежности резко увеличились в стоимости. Эпидемии удалось подорвать многочисленные логистические цепочки, опутывающие США и соединяющие их с остальным миром. Из-за этого американцы впервые за 50 лет столкнулись со взлетом потребительской инфляции. Она пока что носит скорее эпизодический характер: например, оптовая стоимость говядины выросла на 60% за март-апрель. Яйца и молоко оказались в дефиците, притом что фермерам некуда их девать. Каждый день в Висконсине, сельскохозяйственной "житнице" Америки, хозяйства сливают в канавы сотни тысяч галлонов молока (в одном галлоне почти четыре литра). Они просто не имеют возможности доставить свою продукцию до потребителей в условиях, когда многие распределительные центры закрыты на карантин.

Американские фермеры выливают молоко, которое не могут поставить в магазины | COURTESY LARSON DAIRY INC

Правительство США еще в марте бросилось бороться со случаями завышения цен на товары. Генпрокурор Уильям Барр пообещал, что каждый нечистоплотный перекупщик скоро услышит звонок из полиции. В свою очередь онлайн-площадки Amazon и Ebay заблокировали аккаунты тысяч продавцов, кто выставлял совсем уж дикие цены. Нередки были объявления вроде продажи упаковок из нескольких масок за 70-100 долларов, тогда как стоимость изготовления маски не превышает одного доллара. А во Флориде на пике эпидемии продавали комплекты из 10 масок N95 (которые, возможно, способны защитить от коронавируса) по "специальной" цене в 4000 долларов.

Наварились

Нашумевшая история произошла в Теннесси, где местный предприниматель по имени Мэтт Колвин заполнил склад антисептическими гелями для рук — еще одним дефицитным товаром. В общей сумме он собрал почти 20 000 бутылок антисептиков, что превысило имеющиеся объемы гелей во всех аптеках штата. Прокуратура Теннесси завела против него уголовное дело, после чего неудачливый бизнесмен пообещал отдать их все в благотворительные медицинские организации.

Мэтт Колвин и его гараж | Фото: NY Times

Но персонажи вроде Колвина — это скорее "мелкая рыбешка" на рынке медицинских изделий. Основные выгодополучатели от эпидемии — крупные брокеры, имеющие связи и контакты с правительствами разных стран. Одним из таких перекупщиков стал Брайан Колфэйдж, известный сторонник и спонсор предвыборной кампании Дональда Трампа. Колфэйдж прославился тем, что организовал частный сбор средств на постройку стены на границе с Мексикой, когда Конгресс не давал Трампу бюджетных денег на ее возведение. Сейчас же он воспользовался своими контактами в Белом доме, чтобы перевезти через американскую таможню несколько миллионов масок N95 из Японии. Их Колфэйдж продает с приличной наценкой – в том числе госучреждениям и больницам, но дешевле, чем многие другие торговцы.

Эпидемия коронавируса в США постепенно идет на спад, а вслед за ней, вероятно, исчезнет и дефицит товаров для здравоохранения. В марте Трамп применил "акт о военном производстве", став первым за 70 лет президентом США, кто пошел на такой шаг. Этот документ позволяет американскому правительству контролировать работу частных компаний и заставлять их выполнять госконтракты. Выпуск масок и перчаток назван приоритетным, и растущие объемы их производства позволят избавиться от дефицита к началу лета. Но он сохранялся чересчур долгое время — достаточное для того, чтобы сделать крупных брокеров-перекупщиков мультимиллионерами.

Трамп демонстрирует производимые в рамках Defense Production Act ватные палочки | Фото: GETTY

Сенаторское лицемерие

Однако не одни лишь находчивые торговцы успели поживиться во время эпидемии и финансового катаклизма. Не забывали о своем кармане и политики в Вашингтоне. 24 января в Сенате США прошел закрытый от публики брифинг с участием медицинских экспертов. Темой обсуждения стала угроза наступающей эпидемии вируса из Китая. На тот момент мало кто мог себе представить, что этот вирус превратится в настоящую пандемию. Впрочем, ведущие брифинга — доктор Энтони Фаучи и его команда экспертов — смогли заранее это предсказать. Буквально через несколько недель после брифинга Фаучи поручили заведовать всеми мерами по борьбе с коронавирусом в Америке.

Сенаторы-участники брифинга оставались скептиками в отношении нависшей угрозы эпидемии. Их тогда заботили кажущиеся более актуальными вопросы, ведь в самом разгаре еще была процедура импичмента Трампа. Ричард Берр, глава сенатского комитета по разведке, так и вовсе продолжал заверять общественность в том, что ничего страшного не будет и угроза коронавируса минует Америку.

Но в это самое время Берр и его жена лихорадочно продавали все свои инвестиции на фондовом рынке США. В течение недели после брифинга они совершили тридцать сделок по продаже акций на сумму почти в два миллиона долларов. Момент был выбран как нельзя кстати: 11 февраля американские биржевые индексы достигли рекордно высокого уровня, за которым последовал постепенный спад, затем сменившийся резким обвалом всех котировок. К 22 марта фондовые рынки США потеряли 36% от своей февральской капитализации, что стало самым быстрым падением со времен начала Великой депрессии.

Примеру Берра последовали и другие сенаторы, которые также принимали участие в закрытом брифинге 24-го января: Дайэнн Файнстайн из Калифорнии, Келли Леффлер из Джорджии и Джеймс Инхоф из Оклахомы. Суммарно они распродали различных акций на сумму почти в 12 млн долларов, зафиксировав очень хорошую прибыль, пока обычные американцы с замершим сердцем наблюдали за коллапсом фондового рынка.

Келли Леффлер, Дайэнн Файнстайн и Джеймс Инхоф 1/3
Келли Леффлер, Дайэнн Файнстайн и Джеймс Инхоф 2/3
Келли Леффлер, Дайэнн Файнстайн и Джеймс Инхоф 3/3

Действия сенаторов вызвали всеобщее негодование: особенно поразило циничное лицемерие, с которым те утверждали в январе, будто бы коронавирус не опасен для Америки, а сами тем временем закулисно продавали все акции. Даже Министерство юстиции США, которое обычно сторонится от вовлечения в дела законодателей, вынуждено было начать официальное расследование. Сенаторы могли нарушить федеральный закон о запрете инсайдерской торговли для членов Конгресса, принятый в 2011 году. Он стал ответом на то, как многие конгрессмены вовсю торговали акциями компаний в сфере медицины, пока сами же принимали пакет реформ системы медстрахования — так называемый Obamacare.

Под давлением со стороны правоохранителей Берр объявил об уходе с поста главы комитета по разведке и решении не избираться на новый сенатский срок. Остальные его коллеги надеются просто пересидеть скандал, отделаться штрафами или предупреждениями. В любом случае они заработали куда больше, чем им в теории придется выплатить в качестве пени потом, если через несколько лет дело об инсайдерской торговле и дойдет до суда.

От пандемии и последовавшего за ней экономического кризиса весь мир будет отходить долго — несколько лет, не меньше. В одной лишь Америке уровень безработицы поднялся до 26% — неслыханного значения, сопоставимого только с самыми мрачными периодами Великой депрессии. Но такие тяжелые времена всегда приносят вслед за собой и возможности прилично заработать: пока у одних людей горе, у других, наоборот, если не радость, то хотя бы выгодные сделки. И, как и любой другой кризис, нынешний еще сильнее упрочит уровень неравенства в мире: на фоне обнищания широких слоев населения поднимутся те, кому удалось обыграть эпидемию в свою пользу.