Одесский историк и депутат горсовета Александр Васильев прокомментировал в своём блоге празднование на Украине дня вышиванки, назвав его культом архаики и проведя параллели с национальной одеждой других народов.
В день вышиванки хочу поделиться одним наблюдением, которое у меня окончательно сформировалось в этом году после 9 мая.
Все вы знаете, что я как классицист не люблю всю эту романтистскую агроромантику, причем не принципиально какие детали народного быта имеются в виду.
Вернее так - я очень люблю традиционную культуру. Любую. Мне она интересна. При этом, например, в русской традиционной культуре что-то находит во мне еще и особый эмоциональный отклик. Но в том то и дело, что традиционная культура всегда локальна и как только начинает выходить в массовый тираж по определению перестает быть таковой.
Самые известные нам образцы народной одежды такие как шотландские килты или баварские кожанные штанишки как раз сугубо локальны. Немец в Берлине не рядится в Мюнхенские шорты чтобы доказать свой патриотизм, как и не оборачивается в тартановую юбку даже житель Уэльса, не говоря уже о жителе Лондона. А у нас как не зайдешь к какой-нибудь юной одесской патриотке, так она обязательно хвастается купленной во Львове новой вышитой сорочкой. Выглядит это само по себе нелепо.
А когда такую тиражированную массовую культуру ставят на центральное место национальной самоидентификации то мне это категорически не нравится. Варварская экзотика, в т.ч. и наша варварская экзотика, хороша на своем месте. Культ доиндустриальной архаики вряд ли может стать основой для опережающего развития.
Вместе с тем, я понимаю, что отдельные элементы архаичных нарядов или обрядов вполне себе органично могут существовать в современном европейском контексте, примеры я уже приводил выше.
Так вот, на мой взгляд, для русских, таким элементом старинного наряда, служащего маркером патриотизма и национальной идентификации, куда удачнее косоворотки, является гимнастерка и пилотка времен ВОВ.
Кстати старинная военная форма для многих народов и стала тем самым национальным костюмом. Да и сама вышиванка, если уж на то пошло, это варварская реплика позднеримской легионерской туники.
Красноармейская гимнастерка не будет отсылать нас к аграрному, доиндустриальному укладу - наоборот, она ассоциируется с "войной моторов", она подчеркнуто унифицирована - что не будет создавать нелепого украинского эффекта "дрезденца в кожаных шортах". И главное, что эта традиция абсолютно органичная, низовая, складывается на наших глазах, без всякой особой рекламной компанейщины.