Мнение

"Гнев человеческий": чем сможет удивить зрителя новый фильм Гая Ричи

"Гнев человеческий": чем сможет удивить зрителя новый фильм Гая Ричи

22 апреля в прокат выходит "Гнев человеческий", новый фильм Гая Ричи, в котором он снова сотрудничает с Джейсоном Стэтхемом — впервые за последние 16 лет, со времен фильма "Револьвер". Также в фильме снялись Холт Маккэлани ("Охотник за разумом") и Джош Хартнетт ("Город грехов"). В основе сюжета лежит французский триллер "Инкассатор". Иван Афанасьев рассказывает, как этот фильм раскрывает талант культового в России британского постановщика с неожиданной стороны.

Ричи — какой-то совершенно неутомимый режиссёр. Только мы в прошлом году знатно посмеялись на "Джентльменах" (и вдохнули аромат арабской ночи в "Аладдине" в позапрошлом), как становится известно, что он уже работает сразу над двумя новыми фильмами: шпионским триллером "Пять глаз" и военной картиной "Министерство неджентльменской войны". А тут ещё "Гнев человеческий" подоспел, который был закончен в январе 2020-го, но отложен до лучших времён по известным причинам. В нашем прокате "Джентльмены" стали триумфатором, собрав 1,2 миллиарда рублей, и это всего в два раза меньше, чем во всём американском (!!!), — если бы не соседство с сиквелом народного хита "Лёд", было бы совершенно точно ещё больше. Сыграла свою роль, конечно, сюжетная и атмосферная близость к его первым двум картинам — комедиям "Карты, деньги, два ствола" и "Большой куш", которые у нас пользуются успехом, скорее всего, вызывая ассоциации с 1990-ми. Так вот, тем, кому понравились все эти фильмы, нужно сказать сразу: "Гнев человеческий" — это совершенно другой Гай Ричи. Просто знайте это, когда пойдёте в кино.

Лос-Анджелес. На бронированные грузовики неудачливой инкассаторской фирмы, перевозящие миллионы долларов наличными, вот уже три раза подряд были совершены нападения — каждый раз грабители забирали деньги и жестоко расправлялись с курьерами. Несмотря на дурную славу, в компанию приходит Эйч (в смысле английская буква "H", и это неслучайно), молчаливый мужчина с печальным взглядом, мечтающий работать инкассатором. На первом же задании его ждёт засада: грабители, очевидно, знали, где поедет машина, и подготовились. До этого отметившийся разве что редкостным нежеланием идти на контакт с коллегами, он оказывается настоящим терминатором: хладнокровно расстреливает бандитов и героически спасает попавшего в заложники коллегу. Руководство не нарадуется новому сотруднику, но он почему-то воспринимает произошедшее удивительно спокойно. Скоро становится ясно, что работа инкассатором — лишь инструмент, с помощью которого Эйч намерен добиться своих истинных целей: он ищет убийц своего сына, как-то связанных с компанией.

из года в год снимает одни и те же криминальные комедии а-ля "Жмурки" на британский лад

В целом Гая Ричи трудно упрекнуть в том, что он, подобно какому-нибудь Вуди Аллену, из года в год снимает одни и те же криминальные комедии а-ля "Жмурки" на британский лад. В его фильмографии есть самые разные жанры: авантюрные боевики (дилогия о Шерлоке Холмсе), мелодрамы ("Унесённые"), фэнтези и детские фильмы! Но все их так или иначе объединяет фирменная цинично-ироничная интонация: даже в "Мече короля Артура" легендарный рыцарь разговаривал как гемпширский кокни, а грубоватый "пацанский" юмор не позволял сделать чрезмерно мрачным даже самый суровый фильм Гая Ричи — "Револьвер". На последний "Гнев человеческий", пожалуй, похож более всего — и вслед за ним имеет шансы оказаться самым "нелюбимым" фильмом режиссёра у широкой публики, не считая его единственного по-настоящему провального опуса "Унесённые" с экс-супругой Мадонной. Но немногочисленные фанаты "Револьвера", напротив, называют его в числе лучших картин — умный, сложносочинённый, со структурой почти античной трагедии триллер. "Инкассаторский грузовик" (как назывался новый фильм режиссёра раньше) имеет шанс так же стать совершенно неожиданным сюрпризом, ведь он идёт ещё дальше: он неожиданно совмещает наглую "гайричевскую" ухмылку с… библейской интонацией.

Рассказывать конкретные детали неожиданной религиозной инициации Ричи — спойлерам подобно, и тем не менее кое-что внимательный зритель подметит уже в самом начале, ещё на вступительных титрах. Наравне с именами актёров он увидит, например, иллюстрацию к падению ангела из "Потерянного рая" Джона Милтона за авторством Уильяма Блейка, двух легенд британского искусства. Или картину "Гнев" знаменитого французского гравёра 16 века Леона Давента, символизирующую один из смертных грехов. Сам сюжет о всесильном, почти бессмертном (как позже выяснится) госте из ниоткуда, который пришёл, чтобы нести отмщение за смерть сына, как будто так же намекает на концепцию Судного дня для грешников, ответственных за убийство, обман и чванство. По всему фильму разбросаны отсылки для знающих лиц: имя главного героя тоже будто бы содержит намёк на его особое происхождение, номера на машинах отсылают к определённым главам из Библии. Короче говоря, вместо ирландских цыган и самонаводящихся псов с бриллиантом внутри — экскурс в историю ИЗО и лекция по теологии. Довольно неожиданный поворот, правда?

Зачем старому, не всегда доброму лондонскому мачо понадобилось обращаться к религии — точно сказать невозможно. Важнее то, что, несмотря на такую хитровыделанную оболочку, это всё равно более чем характерный для режиссёра фильм с преобладанием сочащихся стилем мужских персонажей, декоративная роль женских (что в последнее время даже стало поводом для нападок на постановщика), а также циничное отношение к экранному насилию — здесь его, кстати, много.

Впрочем, наверняка вам куда интереснее узнать, как же там с самим фильмом. Ну что тут скажешь, классический "мужской" боевик с Джейсоном Стэтхемом — необычен разве что сам факт того, что Ричи вернулся к своему старому доброму другу, который за прошедшие годы успел превратиться из пронырливого лондонского "пацана с района" в эдакого Шварценеггера для поколения зумеров. Он тут на высоте, но высота эта не то чтобы так уж сложна: мрачный взгляд с минимумом эмоций и актёрских стараний, игра мускулами и внушительной челюстью, сухие и редкие, но меткие, как стрельба через коллиматор, фразочки-панчлайны. Впрочем, в роли немногословного "меча божьего" он смотрится как влитой. Очень хорош Скотт Иствуд, сын знаменитого актёра и режиссёра Клинта Иствуда (а заодно и его абсолютная копия), который всё никак не может нормально разогнаться на актёрском поприще до уровня звёздного папы. Радует появление звезды "Чёрного ястреба" и "Счастливого числа Слевина" Джоша Хартнетта, который ярко блеснул в начале 2000-х, а потом пропал из поля зрительского внимания.

И всё же надо сделать ремарку: это действительно другой Гай Ричи. Не факт, что более серьёзный, но совершенно точно куда более взрослый и размеренный. Он уже не стремится развлекать зрителя забойными диалогами (хотя и тут они есть: "Давай, я тебя пивом угощу? Только пить будешь вон в том углу") и лихо сваренной монтажной окрошкой из полудесятка сюжетных линий. Он уверенно, железной хваткой ведёт своего героя по рельсам, иногда забрасывая его в прошлое, и что там, что в настоящем Эйча ждут многочисленные претенденты в мешки для трупов. Чувствуется, что в будущих фильмах Ричи сможет здорово удивить: хорохориться ему явно надоело, хочется чего-то весомого.