Статьи

Ещё один агент России: как конгрессвумен Тулси Габбард стала участницей "русского заговора" в США

Ещё один агент России: как конгрессвумен Тулси Габбард стала участницей "русского заговора" в США

В США появился еще один видный "агент русских", который метит на место Трампа. Это 37-летняя конгрессвумен Тулси Габбард — один из самых молодых законодателей. Ее взгляды не вписываются, как сейчас сказали бы, ни в какие рамки: будучи демократом, она полная противоположность Хиллари Клинтон. Габбард выступает за улучшение отношений с Россией, против участия США в гражданской войне в Сирии, признает Асада и откровенно против политкорректности в отношении исламизма. Индуистка, воспитанная в семье ярого поборника традиционных ценностей, стала мишенью номер 2. Как только ее ни называют в СМИ с тех пор, как она решила выставить свою кандидатуру на праймериз перед выборами 2020: тайный агент русских, подруга русских ботов и т.д. Малек Дудаков рассказывает о необычном кандидате, которого уже успели заклеймить "позором" за пророссийские взгляды. 

40 кандидатов против Трампа

Не успела Америка выдохнуть после завершения напряженных промежуточных выборов в ноябре, как уже началась новая предвыборная гонка. Демократическая партия вовсю готовится к следующему важному политическому испытанию — президентской кампании 2020 года. Первые кандидаты уже объявили о выдвижении и создании избирательного комитета, который будет координировать работу штабов.

Демократы уверены: исторические процессы на их стороне. Американский электорат становится все более разнообразным, многие либеральные ценности признаются общепринятыми, белые консервативные избиратели теряют свое прежнее влияние. По их мнению, победа Дональда Трампа в 2016 году — лишь ошибка и небольшая помеха на пути распространения прогрессивной повестки. Еще сильнее они поверили в свои силы после успеха на ноябрьских промежуточных выборах, на которых демократам удалось впервые за 8 лет получить большинство в Палате представителей.

Это побуждает их как можно скорее разобраться со своими праймериз, выбрать самого стоящего кандидата и затем единым фронтом выступить против Трампа в 2020 году. Поэтому активная фаза праймериз в рамках текущего электорального цикла начинается очень рано. Уже в декабре-январе кандидаты поехали выступать перед избирателями и собирать пожертвования. А в марте-апреле начнутся первые теледебаты. Для сравнения, в ходе республиканских праймериз в 2015-2016 гг. первые дебаты состоялись лишь в августе. Многие кандидаты тогда заявляли о выдвижении в марте-апреле. Сам Трамп, например, так и вовсе выдвинулся лишь 15 июня.

Ожидается, что количество политиков, мечтающих победить на праймериз демократов, в этом году побьет все предыдущие рекорды. Если на праймериз республиканцев в 2015 году участвовали 16-17 кандидатов, то сейчас у демократов их уже набирается не менее сорока. Конечно, многие из них довольно быстро выйдут из гонки или сохранят лишь некое формальное участие в ней. Однако, даже если брать возможных лидеров на нынешних праймериз, их не так уж мало — 6-8 политиков самых разных мастей.

О своих президентских амбициях уже объявили сенаторы Берни Сандерс, Камала Харрис, Кори Букер, Эми Клобучар, Элизабет Уоррен. Также возможно участие Джо Байдена, бывшего вице-президента, и Бето О’Рурка, популярного либерального конгрессмена из южного Техаса. Они продолжают соревноваться в том, кто самый прогрессивный, достойный поддержки избирателей Демпартии кандидат.

Тулси Габбард

Майор из Гонолулу 

Однако среди них есть фигура очень необычного и нетипичного по современным меркам политика, которого совсем не ожидаешь увидеть в стане демократов. Это Тулси Габбард — 37-летняя конгрессвумен от Гавайев, совсем еще молодой законодатель: она всего лишь 6 лет занимает свой пост.

Тулси родилась в семье Джеральда Габбарда — влиятельного гавайского политика, долгое время работающего на посту местного сенатора. Джеральд по национальности самоанец, а его жена Кэрол — американка, но при этом она исповедует индуизм. Габбард прославился своей твердой оппозицией гей-бракам и ЛГБТ*-движению.

В 1995 году он основал общественный комитет под названием "Остановим гомосексуализм в Америке", в чьи задачи входила борьба с легализацией однополых браков. Чуть позже он переименует свою организацию в "Альянс защиты традиционного брака" и распространит его представительства в нескольких других штатах.

Через пару лет Габбард стал соавтором поправки к конституции Гавайев, которая запрещала любые формы однополых браков. На референдуме она получила поддержку 69% гавайцев и была успешно принята. Кроме того, после событий 11 сентября Габбард создал еще несколько общественных комитетов, призванных распространять "патриотические и христианские ценности среди жителей Гавайев".

Габбард добровольцем отправилась в Ирак, у нее есть награды в том числе за оказание медпомощи на поле боя

Вероятно, что взгляды отца очень сильно повлияли на менталитет Тулси. В молодости она помогала ему работать в "Альянсе защиты традиционного брака". Но при этом она приняла веру своей матери — индуизм. В 2004 году Тулси отправилась добровольцем в Ирак, где оставалась служить в течение пяти лет. На тот момент будущая конгрессвумен работала в медицинском корпусе Национальной гвардии Гавайев и совсем не обязана была уезжать в зону военных действий. Несмотря на это, она захотела отдать долг родине из патриотических чувств. За это время Габбард дослужилась до звания майора Национальной гвардии штата.

Вернувшись из Ирака, Габбард недолгое время проработала в городском совете родного Гонолулу, а затем уже пошла в большую политику. Она выдвинулась на выборы в Конгресс по второму округу Гавайев. Ее главным оппонентом на праймериз демократов был бывший мэр Гонолулу Муфи Ханнеманн, популярный политик в городе. Тем не менее Габбард удалось получить 55% голосов на праймериз и 80% уже на основных выборах.

Габбард тогда называли восходящей звездой Демпартии. Она была одной из самых молодых конгрессвумен в истории и стала первым избранным самоанцем в Конгрессе и первым законодателем, исповедующим индуизм. В сентябре 2012 года Габбард выступила на национальной конвенции демократов в Северной Каролине, официально выдвинувшей Барака Обаму на второй президентский срок.

Тулси Габбард принимает присягу в Конгрессе

Ее борьба

Однако с самого начала Габбард дала понять, что она не намерена вписываться в узкие рамки партийных идеологем. Она активно критиковала решение администрации Обамы о вмешательстве в сирийский конфликт, отказалась поддерживать резолюцию Конгресса об интервенции в Сирию.

Габбард призывала Обаму начать использовать термин "радикальные исламские террористы", чтобы идентифицировать тех, кто воюет в составе "Аль-Каиды"*** или ИГ****. Тогда поликорректная либеральная публика уже старалась не использовать такие обозначения, как "исламский" или "исламистский". За это Габбард постоянно высмеивали республиканцы. Она, пожалуй, была единственным демократом, который готов был называть исламистов исламистами. Более того, она подчеркивала, что именно радикальный исламизм объявил войну США, а не какие-то неопределенные сектанты-мятежники (так Обама обычно характеризовал членов ИГ).

Несмотря на все это, конгрессвумен оставалась сравнительно неизвестным политиком, и остальные демократы предпочитали попросту игнорировать ее выпады. В начале 2015 года Габбард получила должность вице-председателя Демократического национального комитета (DNC) — пост скорее почетный, нежели действительно важный, который достался молодому и энергичному законодателю благодаря кадровой ротации. 

Впрочем, Габбард совсем не хотела становиться очередным зицпредседателем. В октябре 2015 года она публично потребовала от DNC изменить порядок проведения праймериз на президентских выборах. В то время председатель DNC Дэбби Вассерман Шульц старалась поскорее разобраться с этой "формальностью", номинировать Хиллари Клинтон и избрать ее президентом. Никто не думал, что праймериз будут особенно конкурентными. Поэтому DNC решил провести лишь шесть дебатов в течение осени-зимы 2015 года (хотя, например, у республиканцев было 18 дебатов). Габбард обвинила Шульц в срыве праймериз, за что ее отказались приглашать на дебаты — это беспрецедентный шаг в отношении высокопоставленного сотрудника DNC.

Будучи несогласной с политикой Демократического национального комитета в отношении Берни Сандерса, Габбард в начале 2016 года покинула свой пост. Она заявила об активном противодействии истеблишмента демократов победе Сандерса любыми методами. Чуть позже она публично поддержит Сандерса.

Но широкую известность Габбард получила только в 2017 году. Она провела, не афишируя, четырехдневное турне по Сирии и Ливии. Габбард стала первым высокопоставленным представителем США, посетившим Дамаск более чем за 6 лет. Более того, конгрессвумен встречалась с членами сирийского правительства и самим Башаром Асадом.

Видео о поездке Габбард в Сирию

О чем они тогда переговорили, остается до сих пор тайной. Однако, вернувшись из Сирии, Габбард вновь объявила, что против участия США в гражданской войне в той стране, а также высказалась за сохранение режима Асада. В многочисленных интервью Габбард подчеркивала, что Асад — законно избранный президент Сирии, с которым должен быть налажен диалог.

Руководство демократов в Конгрессе было возмущено тем, что Габбард заблаговременно не сообщила им о визите в Сирию. Кроме того, в ее адрес сразу посыпались обвинения в лоббизме в пользу "террориста Асада" и даже предоставлении ему конфиденциальной информации о национальной безопасности США. Как-никак Габбард была членом армейского и международного комитета Палаты представителей и имела доступ к секретным военным данным из Пентагона и ЦРУ.

Габбард — агент русских

Поездка Габбард совпала с началом антироссийской истерии в американском обществе, вызванной победой Трампа и скандалом со "связями" его кампании с Кремлем. Асад — ближайший союзник Москвы, поэтому любой политик, уличенный в симпатиях к нему, автоматически признавался соучастником всего "русского заговора".

Конечно, Габбард отчасти спасало то, что она является демократом и пользуется доверием части прогрессивной общественности и либеральных медиа. И даже несмотря на это, обвинения в ее адрес как еще одного "агента Кремля" продолжали поступать.

Вплоть до сегодняшнего дня конгрессвумен осталась непреклонной в вопросе сирийского конфликта. Она позитивно оценивает политику Асада, не считает, что он использовал химическое оружие, критикует призывы неоконсерваторов и либеральных интервенционистов свергнуть его режим. Габбард с яростью отреагировала на приказы Трампа о ракетных ударах по Сирии, а затем в полной мере поддержала его решение вывести американские войска из этой страны.

Габбард длительное время размышляла о том, стоит ли ей участвовать в президентской кампании или нет. Лишь в самом конце декабря она все-таки решилась и уже в середине января сообщила об этом официально. В штабе Габбард оказались многие бывшие сотрудники кампании Сандерса 2016 года и даже близкое к нему SMM-агентство.   

Это по-своему символично: Габбард видит себя продолжателем прогрессивных идей Сандерса. Она поддерживает все самые последние либеральные инициативы: создание системы Medicare for all (государственное медстрахование), реализацию экологических реформ в рамках т.н. "Зеленого нового курса" (переход к возобновляемым источникам энергии, постепенный отказ от нефти и угля).

Но в то же время Габбард планирует и дальше развивать прогрессивную платформу, в первую очередь в сфере внешней политики. Сандерс в ходе своей неудачной президентской кампании почти не касался международных проблем. Для Габбард же они имеют первостепенное значение. И не только в контексте Сирии: она сторонник "перезагрузки" отношений с Россией, отказа от политики санкций и заключения нового соглашения об ограничении ядерного оружия. Габбард — яростный оппонент стратегии по "смене режимов" в недружелюбных США странах.

Вместо "национального строительства" она предлагает приложить усилия в борьбе с терроризмом и радикальным исламизмом. Для этого, по ее мнению, можно применять точечные антитеррористические операции на Ближнем Востоке, поддерживать критически настроенных к исламизму политиков (вроде египетского генерала Аль-Сиси или индийского премьер-министра Моди) и даже вернуть пытки в Гуантанамо и тюрьмы ЦРУ.

Габбард посещает гавайскую тюрьму

Ни в какие рамки

Такая мешанина самых разных идей во многом определяет кандидатуру Габбард в целом. Ее "нескладная" политическая фигура не помещается в идеологические рамки. Габбард олицетворяет собой настоящего трамписта-националиста во внешней политике и в то же время прогрессивного либерала в социальных и экономических вопросах.

"Она слишком консервативна для либералов и слишком либеральна для консерваторов", — говорят оппоненты Габбард. И это правда: такой политик мог бы "выстрелить" лет 5-8 назад, когда в американском обществе действительно имелся запрос на нового Обаму, который был бы еще и изоляционистом. Но с тех пор утекло уже очень много воды.

Для современных демократов и их избирателей важно следовать всем ключевым партийным догмам: больше либерализма, социализма, культурного марксизма, а также глобального противостояния с Россией и другими "нелиберальными центрами мира". Отличия между кандидатами могут быть только в деталях: поддерживает ли он "Зеленый новый курс" в целом или только по частям, выступает ли он за огосударствление всей медицины или только субсидии для бедных.

Политический дискурс стремительно упрощается, каких-то полутонов в нем не остается. Либо ты за Трампа, либо против. Либо ты за либеральную программу во всех ее проявлениях, либо против. Демократы отчаянно надеются победить Трампа в 2020 году и для этого готовы выставить максимально антитрамповскую кандидатуру во всех проявлениях. Их не особенно интересует политик, который готов соглашаться с Трампом во внешней политике или поддерживать сближение с Россией, по их мнению, — кузницей президентства Трампа.

В этом отношении Габбард будет восприниматься в лучшем случае как кандидат-недоразумение, выбравший самое неудачное время для участия в выборах. А в худшем — как кандидат-спойлер, еще один "тайный агент России в Америке", которого уже сейчас поддерживают "русские боты". В любом случае шансы Габбард показать хоть сколько-нибудь приличный результат на праймериз невысоки. Текущие опросы дают Габбард около 1% поддержки избирателей, и ситуация вряд ли сильно улучшится в будущем.

* террористическая организация, запрещенная на территории России

  • * экстремистская организация, запрещенная на территории России
  • ** террористическая организация, запрещенная на территории России
  • *** ИГИЛ, ИГ, Исламское государство - террористическая организация, запрещенная в РФ