Статьи

Итальянская мафия сегодня: как она связана с футболом, наркотиками, политиками и кто главный

Итальянская мафия сегодня: как она связана с футболом, наркотиками, политиками и кто главный

В начале января бывший форвард туринского "Ювентуса" и сборной Италии Фабрицио Микколи был приговорен к 3,5 годам лишения свободы. Футболист слишком близко общался с авторитетными мафиози и однажды обратился к ним за помощью в выбивании долга. Вышибалы мафии несколько перестарались: должник оказался в больнице, а Микколи — на скамье подсудимых. Это далеко не единственный случай, когда итальянские спортсмены после окончания карьеры попадают в неприятности из-за связей с мафией. Некоторые игроки и вовсе становились членами мафиозных кланов. В Италии — стране, подарившей миру мафию, — это никого не удивляет. Слишком укоренилась преступная традиция в южных регионах страны. Евгений Антонюк рассказывает историю итальянской мафии и выясняет, как у нее обстоят дела в наше время.

Зарождение

Сицилийские члены банды Коза Ностра

Иногда термин "Коза Ностра" используется как синоним итальянской мафии вообще. Это неверно. В действительности Коза Ностра — лишь одна из наиболее организованных и известных преступных группировок Италии (существует и несколько других). Кроме того, она была самой первой.

Мафия в современном понимании этого слова зародилась на Сицилии в первой половине XIX века. Существует множество версий ее появления, вплоть до романтических. В них мафиози предстают то защитниками от пиратов, то спасителями крестьян от богатых поработителей и гнета местных феодалов. В действительности мафия выросла в сельских районах Сицилии из местных отрядов охраны.

В начале XIX века Сицилия перешла от феодализма к капитализму, старые привилегии дворянства были заменены капиталистическими отношениями. Перераспределение земли породило множество конфликтов. Закон на Сицилии был откровенно слаб, поэтому для решения спорных вопросов местные землевладельцы стали набирать отряды крепких сельских парней, которым платили за охрану урожая и скота от козней конфликтных соседей. Постепенно они становились все более влиятельной силой, помимо охраны начали заниматься еще и урегулированием споров (в пользу заплатившего), поиском украденного скота, а затем и обкладывать данью других землевладельцев. Возникла организация, решавшая вопросы гораздо эффективнее, чем правоохранители.

Примерно в то же время в Неаполе формировалась другая преступная организация — Каморра. Там крепким парням из городской бедноты начали платить за городскую охрану местные бизнесмены и богачи. Последней из знаменитых итальянских группировок возникла Ндрангета. Ее появление в Калабрии относят уже к концу XIX века. Она выросла из объединений местных контрабандистов, а это ремесло в беднейшем регионе Италии всегда пользовалось уважением.

Судебный процесс над бандитами из Каморры

Каждая из этих организаций имела определенные криминальные черты. Коза Ностра считается самой консервативной и наиболее влиятельной в прошлом. Сицилийцы всегда были ориентированы на установление тесных связей с властью и интересовались политикой. Зарабатывать они предпочитали на контрабанде, "крышевании" и ростовщичестве. Каморра и Ндрангета больше ориентированы не на власть, а на быстрое получение больших денег. Их главный заработок — контрабанда наркотиков. Каморра также зарабатывает на подделке популярных брендов и контролирует мусорный бизнес. Ндрангета помимо прочего прославилась еще и похищением богатых заложников в обмен на выкуп. Интересной особенностью Каморры является тот факт, что значительную роль в ней играют женщины. Известно несколько случаев, когда жены оказавшихся за решеткой боссов занимали высокое положение и фактически замещали мужей во главе кланов.

Таким образом, мафия возникла в южных регионах Италии в период объединения страны. Переход от феодализма к капитализму, политическая и экономическая нестабильность, слабость или полное отсутствие государственных институтов породили взрыв преступности. Мафия на первом этапе своего существования стала своеобразным противовесом и эффективно подменяла собой государство. Поскольку мафиози старались придерживаться определенных принципов и правил и не допускать откровенного беспредела, отношение к ним со стороны жителей было весьма терпимым и даже положительным. Благодаря этому мафиозные группы смогли пустить корни в южных регионах страны.

Мафия бессмертна

Бандитизм - это семейное дело

К началу ХХ века мафия стала неотъемлемой частью Сицилии и нескольких других южных регионов. Местные доны сами и были властью, занимая посты мэров и префектов. Все изменилось, когда к власти пришел Муссолини. Во время его визита на Сицилию местный дон и по совместительству мэр Палермо велел горожанам не приходить на встречу с дуче в отместку за то, что тот отклонил предложение обеспечить его безопасность силами мафии и приехал с большим личным эскортом. Оскорбленный лидер фашистов начал зачистку острова. Несколько тысяч мафиози были арестованы. Муссолини почти удалось победить мафию, но она все же пережила этот непростой период.

В 1942 году, когда США планировали высадку на Сицилии, американцы обратились к итальянскому гангстеру Лаки Лучано, который отбывал пожизненный срок в США. Ему было предложено освобождение из тюрьмы и депортация в Италию в обмен на помощь в операции.

Сицилиец Лучано по своей линии получил разведданные от сицилийских донов. Вдобавок при высадке на Сицилию местные гарнизоны по призыву мафии практически не оказывали сопротивления американцам. Со свержением Муссолини начался золотой век итальянской мафии.

Золотой век мафии

Высшие чины Коза Ностра празднуют выход члена банды из тюрьмы | Фото: GETTY

После высадки американцев Коза Ностра всего за несколько месяцев восстановила и даже улучшила былые позиции. Поскольку мафиозные доны не были связаны с фашистским режимом, американцы охотно выдвигали их на руководящие должности в местной администрации. Вслед за Коза Нострой возродились и другие группировки.

В послевоенной Италии были довольно популярны левые партии. Мафиозные лидеры были консервативными людьми, так что вскоре сложился взаимовыгодный союз между итальянскими правыми и центристскими партиями и мафиозными кланами. Мафия запугивала, а то и избавлялась от непримиримых левых активистов и политиков, а политики закрывали глаза на их криминальные дела. Кроме того, мафия помогала выигрывать выборы, ожидая ответных услуг.

Чтобы наглядно проиллюстрировать степень влияния мафии на политическую жизни страны того времени, достаточно сказать, что один из самых влиятельных политиков послевоенной Италии Джулио Андреотти в конце концов был официально осужден за тесные связи с мафией. С 50-х и до 90-х годов Андреотти почти неизменно входил в правительство, занимая должности министра промышленности, внутренних дел, обороны и наконец премьер-министра, т.е. лидера страны. А в начале 90-х годов показания одного из проштрафившихся политиков породили скандал, связанный с коррупцией и мафиозными связями. Он привел к аресту нескольких тысяч политиков и чиновников и тотальному коллапсу политической и правоохранительной систем (например, партия Христианских демократов, доминировавшая в стране почти половину века, просто прекратила свое существование, также подверглись существенным реформам политическое и уголовное законодательство).

Джулио Андреотти во время встречи с Никсоном

Мафиозный футбол

На пике своего могущества мафия в Италии была почти всесильна. Считается, что именно Каморра оплатила трансфер лучшего игрока мира и за рекордную на тот момент сумму привезла в скромный "Наполи" Диего Марадону. Именно там великий футболист основательно пристрастился к кокаину, который в неограниченных количествах привозили ему поклонники из криминальных кланов.

Многие влиятельные мафиози были страстными футбольными фанатами и пытались наладить контакты с футбольными кумирами. Летом 2018 года испанский вратарь Пепе Рейна (и еще несколько футболистов), на тот момент выступавший за "Наполи", вынужден был оправдываться в футбольной федерации за совместное фото с несколькими членами Каморры. А осенью того же 2018 года знаменитый в прошлом игрок "Ювентуса" и чемпион мира 2006 года в составе сборной Италии Винченцо Яквинта был приговорен к двум годам за незаконное хранение оружия. Ему еще повезло, что обвинение в помощи мафиозным структурам в конце концов было снято с него. Отец футболиста за участие в мафиозной группировке получил 19 лет.

Но некоторые футболисты пошли еще дальше. Один из величайших итальянских футболистов 70-х годов и лучший игрок в истории "Лацио" Джорджо Киналья после завершения спортивной карьеры связался с Каморрой и, по утверждениям итальянских правоохранителей, официально был принят в ее ряды. Против Кинальи несколько раз возбуждали уголовные дела за вымогательство, отмывание денег и пособничество мафии. От серьезных проблем его спасало то, что он успел перебраться в США и нанял хороших адвокатов, которые в конце концов добились замены тюремного заключения на огромные штрафы.

Пепе Рейна, Джорджо Киналья, Диего Марадона 1/3
Пепе Рейна, Джорджо Киналья, Диего Марадона 2/3
Пепе Рейна, Джорджо Киналья, Диего Марадона 3/3

Рыба заговорила

Несмотря на то что мафия на протяжении нескольких десятилетий была тесно переплетена с местной властью, было немало желающих положить конец ее вседозволенности. Однако этому мешал обет молчания.

Что бы с мафиози ни делали, он не имел права свидетельствовать против соратников. Обет молчания свято соблюдался всеми арестованными бандитами, из-за чего полиция чаще всего была бессильна. Она прекрасно знала всех членов мафиозных структур, но дело против них разваливалось в суде, а свидетелей, не связанных обетом молчания, запугивали или устраняли.

В 80-е годы произошло событие, подобное разрыву бомбы. Многолетний обет молчания был нарушен. Томмазо Бушетта стал первым более-менее влиятельным мафиози, который согласился дать показания в обмен на иммунитет от преследования. Чтобы спасти Бушетту, ему сделали пластическую операцию и оставили в США под программой защиты свидетелей.

Томмазо Бушетта | Фото: GETTY

Закат на Сицилии

Его показания позволили отправить за решетку 360 мафиози в США и Италии. Мафия ответила убийствами наиболее непримиримых чиновников. В 1992 году в машине вместе с женой и охраной был взорван Джованни Фальконе, имевший славу самого непримиримого борца с мафией в стране. Через несколько месяцев аналогичным образом был убит его соратник Паоло Борселлино.

После этого государство объявило мафиозным структурам настоящую войну. Через несколько месяцев был арестован глава Коза Ностра Сальваторе Риина, получивший два пожизненных срока. Мафиози пытались отвечать, совершая нападения на полицейских и устраивая теракты. Но этим вызвали только более жесткие меры в свой адрес. Около 400 влиятельных мафиози после ареста были вывезены в тюрьмы с особо строгим режимом (т.н. поправка 41-бис, призванная исключить возможность мафиози поддерживать контакты из тюрьмы. К ним применяется комплекс мер, полностью изолирующих их от внешнего мира и других заключенных). Режим смягчался только в случае, если заключенный соглашался сотрудничать с администрацией и давать показания против соратников.

Мафии был нанесен самый мощный удар со времен Муссолини. Если Риина, на протяжении 20 лет бывший в розыске, мог позволить себе жить не таясь, то последующим боссам повезло куда меньше. В 2011 году был арестован Микеле Загария — босс одного из кланов, входивших в Каморру. Последние 16 лет он провел в секретном бункере, лишь изредка появляясь на поверхности.

Сальваторе (Тото) Риина в суде | Фото: GETTY

Кто сегодня главный

Последние 27 лет государство занимается бескомпромиссной борьбой с мафией. Почти все прежние лидеры мафиозных организаций были приговорены к пожизненному заключению в условиях строгой изоляции и под круглосуточным видеонаблюдением. Их преемники вынуждены годами скрываться в секретных бункерах и по сути лишены возможности вести полноценную жизнь. Попытки легализоваться пресекаются. Если удается доказать, что тот или иной бизнес связан с мафиозными структурами, он подлежит конфискации.

Тем не менее мафия не умерла. Коза Ностра, некогда самая влиятельная группировка Италии (если не всего мира), в настоящее время сильно ослабела. Она по-прежнему сохраняет кое-какие позиции на Сицилии и пытается оказывать влияние на политиков регионального уровня. Но о связях республиканского уровня речи уже не идет. По некоторым данным, сицилийцы до сих пор "крышуют" большую часть бизнеса на острове. Кроме того, они пытаются контролировать ночлежки для мигрантов. В период активной миграции итальянцев в США Коза Ностра укрепилась там и создала влиятельную империю, возможно, даже превосходившую итальянскую. Однако присутствие сицилийцев в других странах, как и тесные связи с иностранными преступными группировками, сведены к минимуму по причине консервативности организации.

Каморра стала самой мощной преступной организацией Италии после разгрома Коза Ностры. Некоторое время ей удавалось контролировать поставки кокаина, создав неподалеку от Неаполя перевалочный пункт. Незаконные прибыли затем вкладывались в легальный бизнес. Однако конкуренцию у них выиграла Ндрангета. За последние 3 года была проведена серия массовых арестов и облав, в ходе которых за решеткой оказалась почти вся верхушка Каморры. В отличие от Коза Ностры Каморра не смогла занять серьезных позиций в Америке, зато она охотнее сотрудничает с международными преступными группировками.

Облавы в Италии в 1970-х годах | Фото: GETTY

Ндрангета исторически была в тени. Возможно, именно это и помогло группировке обрести влияние. В то время как все силы государства были брошены против сицилийцев, а затем неаполитанцев, калабрийцы постепенно прибирали к рукам самые доходные криминальные дела.

На пике могущества сицилийцев Ндрангета перебивалась "крышеванием" калабрийских торговцев и контрабандой сигарет. В начале 90-х, когда итальянские правоохранители бросили все силы на уничтожение Коза Ностры, калабрийцы улучили момент и установили прямой контакт со знаменитым Пабло Эскобаром. В результате калабрийские порты стали одной из главных точек европейского наркотрафика, а Ндрангета начала теснить другие итальянские криминальные организации. Считается, что в настоящее время именно калабрийцы контролируют большую часть рынка кокаина в Европе.

Ндрангета активно действует и за пределами Италии. Она широко представлена в большинстве стран Европы и имея тесные связи в Латинской Америке. Во второй половине ХХ века калабрийцы чаще остальных итальянцев уезжали в Европу на заработки. Так ячейки Ндрангеты расползались по всему континенту.

Торговцы оружием стоят напротив своих арсеналов, они защищены бронежилетами на случай покушения от своих бывших друзей

Как и Каморра, Ндрангета легализует средства, приобретая бизнес как в Италии, так и по всему миру. Особенной любовью у них пользуются гостиничные комплексы, кафе и рестораны. А с ростом популярности альтернативной энергетики калабрийцы запустили свои руки и в этот карман. Значительная часть государственных подрядов на строительство ветряных генераторов в Италии досталась компаниям, связанным с Ндрангетой.

Их влияние в Калабрии, возможно, даже больше, чем у Коза Ностры на Сицилии в период расцвета. Мужское население некоторых городов и деревень Калабрии почти поголовно состоит в организации. Регион пользуется столь сомнительной славой, что многие судьи и прокуроры наотрез отказываются работать там и под любым предлогом просят перевода. Или в конце концов начинают сотрудничать с местной мафией.

Кодекс молчания в Ндрангете все еще соблюдается гораздо строже, чем в остальных организациях. Этому способствуют родственные связи мафиози. Семья для них — это не фигура речи, а кровное родство. Кадровая политика Ндрангеты поощряет вступление в организацию целыми семьями с привлечением более дальних родственников, браки внутри организации, а также привлечение родителями к преступному ремеслу подросших детей. Все потому, что близкие родственники куда менее охотно сдают друг друга полиции.

В 2005-2012-х годах облавы на мафиозные кланы происходили все чаще, аресты производились сотнями

Ндрангета вырвалась в лидеры преступного мира Италии в середине нулевых годов. Ее годовые доходы исчисляются десятками миллиардов долларов, а деятельность охватывает едва ли не большую часть земного шара. В настоящее время именно Ндрангета считается самой могущественной криминальной организацией Италии и одной из сильнейших во всем мире.

Правоохранители всерьез заинтересовались Ндрангетой только 10 лет назад. Совсем недавно, в декабре 2019 года, более 300 человек были арестованы в Калабрии по подозрению в принадлежности к Ндрангете. Однако пока рано говорить о том, что калабрийцам удалось нанести невосполнимый ущерб. Кадровая политика Ндрангеты более совершенна, чем у сицилийцев и неаполитанцев. Если сицилийцы от своих успехов потеряли голову и фактически начали открытую войну с государством, то калабрийцы стараются лишний раз не привлекать внимания к своим делам.

Ослабив Коза Ностру и частично обуздав Каморру, итальянское государство столкнулось с более совершенным противником. Очевидно, что на легкую и быструю победу в этом сражении рассчитывать не приходится.