В Литве задержали нескольких человек по подозрению в шпионаже в пользу России. Среди них оказался Валерий Иванов, возглавлявший организацию "Единство", а также бывший председатель Социалистического народного фронта Альгирдас Палецкис. Елена Кондратьева-Сальгеро рассказывает о некоторых особенностях новой охоты на старых ведьм в бывшей союзной республике.
Нет, разумеется, никаких претензий пробить броню важнейшей на сегодня в мире информации с дымящимся после последних баррикад Парижем, с Украиной, снова рвущейся в Керченский пролив, или с пресс-конференцией Владимира Путина я не имею.
Но все-таки прочтите и подумайте, "отчего и почему первым признаком отравления является посинение трупа": сдается мне, что в одной маленькой и когда-то братской республике окончательное отравление мечтами все-таки произошло.
Как вы наверняка заметили, согласно единой линии партии стран Евросоюза, совместно с единым фронтом всех российских "оппонентов", последняя разнарядка наскрести и обличить русских шпионов повсюду на местах дает негустые, но хотя бы режущие ухо визгливые результаты.
Англия уже худо-бедно отчиталась Чепигой и сотоварищем, у Вашингтона, за неимением лучшего, на подхвате сам президент — пихай его, куда влезет, везде пройдет. Франция, правда, пока не сподобилась предоставить вразумительные данные по российскому следу в желто-жилетных событиях, но еще не вечер.
На фоне всех этих неудач решила отличиться и всех переплюнуть маленькая старательная Литва, в которой сегодня русских шпионов днем с огнем не наскребешь, зато всегда под рукой старая гвардия, уже отсидевшая в свое время за то, что собственными глазами видела вильнюсские события 91-го, собственными ушами слышала свидетельства неудобных очевидцев и собственными мозгами пришла к выводу, что далеко не все так гладко в литовском королевстве.
Во вторник в Вильнюсе был задержан историк и философ Валерий Иванов, между прочим, гражданин России, уже отсидевший в 1991 году за "создание антигосударственной организации и антигосударственную деятельность", по сути заключавшуюся в том, что все эти годы он стоически отказывался менять свои свидетельские показания по поводу действительных снайперских выстрелов в толпу, произведенных, по одной из версий, восемнадцатью литoвскими пограничниками, по другой — просто заранее посаженными там снайперами с крыш окружающих вильнюсскую телебашню зданий. Жертвы этих выстрелов, по официальной версии, должны оставаться на совести "советских солдат", даже если все реально собранные данные свидетельствуют о невозможности такого варианта.
Вслед за историком Ивановым был задержан бывший председатель Социалистического народного фронта Альгирдас Палецкис. Этот вопиюще не вписывающийся в обязательный политкорректный формат политический деятель Литвы задолго до шпионских отловов был известен своим знаменитым заявлением из семи слов, произнесенных в прямом эфире на литовском радио:
Как теперь выясняется, свои стреляли в своих.
Ко времени вильнюсских событий, будучи студентом и, по его собственному признанию, "абсолютным романтиком", верящим, что в Литве началось "национальное пробуждение, ведущее из застоя в суперобщество", он наблюдал, как "патриотические силы" очень быстро превратились в националистические и началась "охота на ведьм".
В своем интервью "крамольной", по литовским меркам, российской журналистке Галине Сапожниковой (2016 год), объясняя свои сегодняшние убеждения, отказ от светившей ему дипломатической карьеры, уход из литовского МИДа и желание противостоять "господствующей" линии новой "партии", Альгирдас Палецкис сказал:
Одним из главных мотивов было то, насколько глубока социальная несправедливость и неравенство в Литве после стольких лет независимости. Люди недостойны той жизни, которой они сейчас живут.
Hа самом деле Альгирдас Палецкис был арестован за месяц до задержания историка Валерия Иванова, представляемого в официальной литовской прессе не иначе, как "бывший лидер просоветской организации "Единство", гражданин России Валерий Иванов".
Семья Палецкиса не осведомляла прессу "в интересах следствия", и новость об аресте Палецкиса просочилась в газеты только после громкого ареста Иванова "с ружьем": у самого Иванова, человека и гражданина 70 лет от роду, ничего существенного при обыске обнаружить не удалось, поэтому в официальную сводку поступило сообщение о найденном у него дома ружье…
На этом месте можно было бы посмеяться, если бы выражение "по сусекам наскрести" не отзывалось в данном контексте такой на редкость жалкой патетикой.
К вечеру среды поступило еще одно сообщение: Иванова освободили из-под стражи под влиянием поднявшей неожиданный и очень мощный шум общественности. Но, как вы легко можете догадаться, "дело его живет" — на русском языке в Литве еще говорят и пишут очень многие, которые если и не замарались когда-то в бывшие советские времена своими симпатиями к Советскому Союзу и всему русскому, то просто недостаточно доказали свою приверженность к новым "европейским ценностям" во времена настоящие.
Согласно сложившейся конъюнктуре, по всем реалистическим прогнозам, Литву ждут новые аресты русскоязычных деятелей прошлого и настоящего в истории маленькой, но гордой балтийской страны, которые недостаточно доказали свою безоглядную приверженность ее новым "освободителям" от старых "оккупантов".
А поскольку, как я уже писала выше, настоящих русских шпиёнов в Литве сегодня днем с огнем не наскребешь (здесь впору вспомнить вечный анекдот о неуловимом Джо: "Да кому он нужен!"), то всем, когда-либо попадавшим на глаза литовским службам безопасности как русскоговорящие и русскомыслящие на территории страны, собрать волю и сухари в узелок и приготовиться. Как недавно публично осрамилась одна журналистка "свободной прессы" ВВС: редакция требует русский след! А выборы... выборы не за горами.