Статьи

Жажда вселенской власти: почему патриарх Варфоломей оказался врагом России

Жажда вселенской власти: почему патриарх Варфоломей оказался врагом России

РПЦ обвинила патриарха Константинопольского Варфоломея в расколе мирового православия после решения предоставить церкви на Украине автокефалию. В ответ на назначение экзархов Синод РПЦ "разорвал с Константинополем дипотношения" - приостановил совместные службы и молитвенное поминовение Вселенского патриарха, назвав его действия грубым вмешательством. Владимир Тихомиров рассказывает о непростых отношениях России с Константинополем и объясняет, почему Варфоломей стал врагом РПЦ именно сейчас. 

Ни одно государство мира не сделало и десятой доли того, что сделала Россия, чтобы сохранить Константинопольский патриархат. И ни к какому другому государству Константинопольские патриархи не были так несправедливы, как к России. 

Обида из-за унии

Исторически отношения Москвы и Константинополя никогда не были простыми - из русских летописей известно, что в средневековой России, преклонявшейся перед величием Царьграда, довольно часто вспыхивали народные бунты против засилья греческого духовенства и ростовщиков.

Особенно же отношения обострились после подписания Флорентийской унии в июле 1439 года о признании Константинополем первенства Римской церкви. Уния произвела глубочайшее впечатление на русское духовенство. Митрополит Исидор, сильно ратовавший на соборе за унию, был изгнан из Москвы.

После свержения Исидора великий князь Василий II Темный послал в Грецию послов с просьбой о поставлении нового митрополита. Но, когда князь узнал, что император и патриарх и в самом деле приняли Флорентийскую унию, приказал вернуть посольство. И в 1448 году собором русских пастырей в Москве главой Русской церкви – уже без согласования с Константинопольским патриархатом - был избран епископ Рязанский и Муромский Иона, первый русский патриарх.

Подписание Флорентийской унии в Соборе Санта-Мария-дель-Фьоре

Спустя 10 лет Константинополь, решив отомстить Москве, назначил в Киев своего митрополита, словно не замечая того факта, что исторически Русская церковь выросла из единой митрополии с центром в Киеве, который был обращен в безлюдные руины после нашествия монголов. Именно после уничтожения города Киевский митрополит перенес свою кафедру сначала во Владимир, а затем и в Москву, сохраняя наименование "Киевской митрополии". В итоге на канонической территории Русской церкви по воле Константинопольского патриарха была образована еще одна Киевская митрополия, которая более двух веков существовала параллельно с Московской. Обе эти церкви слились воедино лишь в 1686 году – то есть уже после исчезновения Константинополя с политической карты мира.

С другой стороны, завоевание турками в 1453 году Константинополя было воспринято на Руси не только как Божье возмездие за кощунственную унию с католиками, но и как величайшая трагедия в мире. Неизвестный русский автор "Повести о взятии Царьграда турками" описывал вхождение султана Мехмеда II в храм Святой Софии как настоящее торжество Антихриста: 

И вложит руце своя в святая жертвенна и святая потребит, и дасть сыновом погибели.

Потом, правда, в Москве появились и другие соображения – дескать, гибель Византии означает не только конец старого греховного мира, но и начало нового. Москва стала не только наследницей погибшего Константинополя, но и "Новым Израилем", богоизбранным государством, призванным собрать воедино всех православных.

Ярко и емко этот тезис изложил старец Филофей из псковского Спасо-Елеазаровского монастыря:

Два Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти!

Но в то же время Россия сделала все, чтобы дух православия не исчез из Стамбула, заставляя османов сохранять патриархат как церковный институт – в расчете на то, что когда-нибудь православному воинству удастся вернуть и Константинополь, и Византийскую империю.  

Но все эти деяния давно минувших дней не имеют никакого отношения к нынешнему конфликту, ибо и нынешний т.н. "Константинопольский Вселенский патриархат" не имеет практически никакого отношения к церкви древней Византии.

Узурпация власти в Константинополе

История современного "Константинопольского патриархата" начинается с Первой мировой войны, когда в 1921 году в Стамбул вместе с войсками Британской империи прибыл некто Эммануил Николау Метаксакис - архиепископ Афинский и Греческой церкви, действовавшей в США среди греков-мигрантов.

Патриарх Константинопольский Мелетий IV

К тому времени кафедра Константипольского патриарха три года уже пустовала – прежний патриарх Герман V под давлением властей Османской империи ушел в отставку еще в 1918 году, а на избрание нового османы из-за войны не давали согласия. И, воспользовавшись помощью англичан, Эммануил Метаксакис объявил себя новым патриархом Мелетием IV.

Метаксакис провел выборы – чтобы никто не смог обвинить его в узурпации престола. Но на выборах выиграл митрополит Герман Каравангелис – за него было отдано 16 голосов из 17. Позже митрополит Герман вспоминал:

Ночью после выборов меня посетила дома делегация общества "Национальной обороны" и стала горячо просить меня снять свою кандидатуру в пользу Мелетия Метаксакиса... Один мой друг предложил мне больше 10 тысяч лир компенсации...

Испугавшись, митрополит Герман уступил.

И первым же указом новоиспеченный "патриарх" Мелетий IV подчинил себе все американские приходы и храмы Афинской митрополии. В самом деле, не может же "Вселенский патриархат" существовать только за счет нескольких церквушек в Стамбуле?!

Интересно, когда остальные греческие епископы узнали о таком самоуправстве новоиспеченного "патриарха", Метаксакис сначала был запрещен в служении, а потом и вовсе отлучен от церкви. Но "Вселенский патриарх" Мелетий IV взял и... отменил эти решения.

Следом он издал томос о праве Константинополя на "непосредственный надзор и управление всеми без исключения православными приходами, находящимися вне пределов поместных православных Церквей, в Европе, Америке и других местах". Этот акт писался с прицелом именно на раздробление Российской православной церкви, которую тогда уже греческие "братушки" считали погибшей. То есть все епархии на бывших осколках Российской империи автоматически переходили под юрисдикцию американского "патриарха".

В частности, одним из первых приобретений новоиспеченного патриарха стала бывшая Варшавская Митрополия – все православные приходы в Польше. Далее он принял в юрисдикцию и Ревельскую епархию Российской Церкви – новую Эстонскую митрополию. Был выдан томос и отколовшейся Украинской церкви.

Всеправославное совещание в Константинополе, 1923 год, Мелетий IV - в центре

Помощь "обновленцам" 

Наконец, в 1923 году речь зашла о раздроблении церкви на территории самой Советской России. Речь шла о признании "обновленцев" - так называемой "Живой Церкви", созданной агентами ОГПУ по проекту Льва Троцкого для раскола и уничтожения традиционной православной церкви.

И нет сомнения, что и "обновленцам" был бы выдан томос об автокефалии. Вопрос активно лоббировали и большевики, мечтавшие заменить патриарха Тихона на послушных агентов Лубянки. Но тут в церковные дела вмешался Лондон – британское правительство, занимавшее жесткую антисоветскую позицию, потребовало от Мелетия IV прекратить заигрывать с агентами ОГПУ.

В ответ разгневанные большевики надавили на правительство Кемаля Ататюрка, и вскоре Мелетий IV был изгнан из Константинополя. Новым патриархом стал Григорий VII, который даже назначил в Москву своего представителя – для подготовки признания новой Русской автокефальной церкви. Газета "Известия" ликовала: 

Константинопольский патриарший Синод под председательством Вселенского патриарха Григория VII вынес постановление об отстранении от управления церковью патриарха Тихона как виновного во всей церковной смуте...

Правда, обещания своего Григорий VII выполнить не успел – он скончался за несколько месяцев до назначенной даты "Вселенского собора", на котором он и собирался выдать томос.

Новый Константинопольский патриарх Василий подтвердил намерение признать "обновленцев", но запросил дополнительный "гонорар". В то время в Советской России после смерти Ленина разгорелась борьба за власть между различными партийными группировками, и проект "красного православия" потерял актуальность.

Так о признании "обновленцев" забыли и в Москве, и в Константинопольском патриархате. 

Варфоломей против Русской православной церкви

Вторично Константинопольский патриархат пошел против РПЦ в начале 90-х, когда затрещал по швам уже сам Советский союз. В то время "Вселенским" патриархом под именем Варфоломей стал некий Димитриос Архондонис - бывший офицер турецкой армии, выпускник Папского восточного института в Риме, доктор богословия Папского Григорианского университета. Он был горячим поклонником идеологии Мелетия IV о возвышении Константинопольского патриархата за счет последовательного разрушения поместных церквей - прежде всего русской. Тогда, дескать, "Вселенский" патриарх станет подобием папы римского.

Патриарх Варфоломей (слева) и Патриарх Алексий II

И первым патриарх Варфоломей I в 1996 году объявил о принятии под свою юрисдикцию Эстонской апостольской православной церкви (ЭАПЦ). Объяснил он это просто: мол, еще в 1923 году ЭАПЦ перешла под юрисдикцию Константинопольского патриархата. И эта юрисдикция сохранились, несмотря на то что в 1940 году, после вхождения Эстонской ССР в состав Советского Союза, ЭАПЦ была "добровольно-принудительно" возвращена в лоно Московской патриархии. Часть эстонских священников, успевших эмигрировать в Швецию, основала в Стокгольме "церковь в изгнании".

После восстановления независимости Эстонии возникла проблема двух православных церквей. Дело в том, что в конце апреля 1993 года синод Московского патриархата восстановил юридическую и экономическую самостоятельность православной церкви в Эстонии (сохранив при этом каноническое подчинение РПЦ). Но "стокгольмцев" поддержало националистическое руководство Эстонии, стремившееся разорвать все связи с Россией. И "стокгольмская церковь", не обратив никакого внимания на акт доброй воли патриарха Алексия II, выпустила Декларацию, в которой обвинила Москву в самых разных бедах и заявила о признании канонической связи только с Константинополем.

В таком же хамском тоне было выдержано и письмо патриарха Варфоломея I в адрес патриарха Алексия II, обвинившего распятую и уничтоженную в лагерях ГУЛАГа Русскую церковь в аннексии независимой Эстонии: 

Церковь того времени занималась изгнанием православных эстонцев... Епископ Корнилий олицетворяет ликвидацию канонического порядка с помощью сталинской армии...

Оскорбительный и невежественный тон не оставил патриарху Алексию никакого иной возможности для ответа. Вскоре отношения между Московской и Константинопольской патриархиями были на несколько лет разорваны.

Дипломатический скандал несколько остудил пыл Варфоломея, который в том же 1996 году планировал выдать томос и украинским раскольникам из самозванного "Киевского патриархата" бывшего киевского архиерея Михаила Денисенко, более известного под именем Филарет.

Религиозные волнения на Украине

Вначале борьба развернулась на Галичине между греко-католиками и православными. Затем между собой схватились сами ортодоксы: автокефальная УАПЦ против униатов. После этого униаты объединились с автокефалами и объявили крестовый поход против "москалей" - православных Московского патриархата. Каждый из этих этапов борьбы сопровождался кровавыми захватами храмов и побоищами между "истинно верующими".

Михаил Денисенко

При поддержке Запада натиск на Русскую церковь стал настолько мощным, что некоторые православные священники просили патриаршего благословения на временный переход к автокефалам ради сохранения приходов от униатской агрессии.

Именно в этот момент РПЦ и предоставила Киеву самостоятельность в управлении при чисто формальной юрисдикции Московской патриархии, которая напоминает о себе только в названии церкви. Тем самым патриарх Алексий II переиграл патриарха Варфоломея I, лишив его оснований для признания Вселенским собором самостийной церкви Денисенко. И собранный в феврале 1997 года Архиерейский собор РПЦ отлучил Филарета от церкви и предал его анафеме.

"Постоянная конференция украинских епископов за пределами Украины", объединяющая украинскую православную диаспору США и Канады, выдвинула против Филарета обвинение по 16 пунктам, включая мошенничество и воровство. Возможно, что без поддержки властей секта самозваного "патриарха" попросту бы самоликвидировалась, но "оранжевая революция" 2004 года словно дала Денисенко второй шанс – в то время он не слезал с трибуны Майдана, требуя гнать "москальских попов".

Несмотря на десятилетнюю "промывку мозгов", раскольникам так и не удалось завоевать симпатий украинцев. Так, по данным украинских медиа, только 25% опрошенных православных в Киеве в той или иной степени идентифицировали себя с Киевским патриархатом. Все же остальные опрошенные, назвавшие себя православными, поддерживают каноническую Украинскую церковь Московского патриархата.

Соотношение сил канонической церкви и раскольников можно оценить во время крестных ходов в годовщину Крещения Руси. Широко разрекламированное шествие раскольников собрало 10-20 тысяч человек, тогда как в крестном ходе УПЦ МП приняло участие более 100 тысяч верующих. На этом во всех спорах можно было бы ставить точку, но только не в том случае, если в качестве аргументов выступают власть и деньги.

Петр Порошенко и Денисенко

Предвыборный ход расколом

Религиозными спорами решил воспользоваться Петр Порошенко, который всего за четыре года власти сумел превратиться из народного героя в самого презираемого президента Украины. Рейтинг президента могло спасти чудо. И такое чудо Порошенко решил явить миру. Он вновь обратился к патриарху Варфоломею за томосом для "Киевского патриархата".

Как сообщали украинские СМИ, Порошенко собрал с украинского бизнеса 25 миллионов долларов наличными, чтобы "подмазать" Варфоломея и ускорить процесс предоставления автокефалии. Однако из собранных 25 миллионов Порошенко якобы 15 пропали – как говорится, ничего святого. Но Варфоломей каким-то образом узнал о недостаче и отказался участвовать в киевском празднике 1030-летия крещения Руси в июле. 

Судя по всему, Порошенко деньги вернул. Более того, он подключил и административный ресурс своих заокеанских покровителей. В последних числах июля 2018 года госсекретарь США Майк Помпео провел встречу с главой американо-украинской епархии Константинопольского патриархата Димитрием Тракателлисом. И после этого патриарх Варфоломей "переобулся".

Димитрий Тракателлис с Дональдом Трампом 

Не прошло и месяца, как Константинопольский патриархат направил двух спецпосланников для подготовки образования поместной церкви - архиепископа Даниила (Владимира Зелинского) и епископа Илариона (Романа Рудника). Оба посланника – уроженцы Западной Украины. Владимир Зелинский – выпускник Католического университета Америки, офицер армии США (Корпус капелланов) и горячий поклонник идей украинцев из "Правого сектора****". Рудник же окончил Киевскую духовную семинарию, после чего поступил на богословский факультет Университета Аристотеля, где и сразу же был примечен чиновниками Вселенского патриархата.

Их приезд уже вызвал волну небывалого воодушевления: ожидается, что сразу же после вручения вожделенного томоса Денисенко отдаст приказ о захвате всех приходов канонической церкви, включая и Киево-Печерскую лавру. Вернее, монахи лавры станут первыми в длинном перечне тех, кого украинские "правосеки", уже не стесняясь мировой общественности, призывают "поставить на ножи".

Действительно, чего и кого им стесняться?! Ведь даже патриарха Варфоломея перспектива спровоцировать кровавые разборки не пугает. 

* экстремистская организация, запрещенная на территории России

  • * экстремистская организация, запрещенная на территории России
  • ** террористическая организация, запрещенная на территории России