Статьи

Реновация памяти: чем ответить на снос советских монументов в Польше

Реновация памяти: чем ответить на снос советских монументов в Польше

МИД России готовит ответ на решение о сносе памятников в Польше. Там президент Анджей Дуда утвердил поправки к закону о запрете коммунистической пропаганды, согласно которым памятники советским воинам-освободителям могут быть официально демонтированы. По подсчетам Института национальной памяти Польши, этот закон коснется 230 монументов Красной армии. Теперь в России депутаты, сенаторы и дипломаты думают, как ответить. В Совфеде уже предложили ввести экономические санкции и запретить въезд в РФ причастным к созданию этого документа. Максим Жаров полагает, что нужны другие, более жесткие и действенные меры.

В Польше опять началась война с советскими памятниками. А Россия, как обычно, не знает, как правильнее ей на этот недружественный шаг Польши ответить.

Еще несколько лет назад, когда в Польше власти приступили к агрессивной, но формально не узаконенной политике декоммунизации, памятники советским воинам-освободителям сносились втихую. Теперь выкорчевывание советского прошлого в Польше поставлено в ранг закона. В понедельник президент Польши Анджей Дуда подписал поправки в закон о запрете пропаганды коммунизма, которые предусматривают снос советских памятников в стране. В России отреагировали на этот политический вандализм польских политиков резко негативно. Но на большее, чем простое словесное порицание властей Польши, Россия, к сожалению, пока оказывается неспособна.

Насильственная "декоммунизация" стран бывшего советского блока, поставленная в ранг закона, проводится с подачи США в Европе уже давно. И если раньше главной и неафишируемой целью этой "декоммунизации" была борьба с левыми политическими взглядами населения этих стран, то сейчас США и руководство ЕС используют "декоммунизацию" в странах Восточной Европы как политический инструмент против России.

Чтобы мифическая "русская угроза" не затухла окончательно, американские и европейские политики стремятся найти любой повод для того, чтобы, потыкав антисоветской палкой в Россию, вызвать с ее стороны ответный демарш, который немедленно будет интерпретирован именно как очередное проявление той самой "русской угрозы". Поэтому война с памятниками советским войнам-освободителям в Польше и ведется поляками так нарочито нагло и громко.

Впервые столь остро проблема сохранения памяти советских солдат, павших в борьбе с фашизмом, встала перед Россией десять лет назад в связи со сносом мемориала "Бронзовый солдат" в Таллине. Героическое сопротивление сносу этого монумента со стороны русскоязычного населения Эстонии вывело этот скандал, инициированный потомками эстонских коллаборационистов, прислуживавших нацистам, на международный уровень. Но ни это сопротивление, ни активное внешнеполитическое давление России на Эстонию не помогли спасти мемориал – он был ликвидирован, а захоронения советских воинов перенесены на военное кладбище Таллина.

После истории с "Бронзовым солдатом" прошло десять лет. За это время в России, всерьез осознавшей угрозу использования против себя этого исторического оружия, были созданы многочисленные структуры, призванные охранять память погибших советских солдат и правду о Великой Отечественной войне в странах Восточной Европы. В соответствии с Указом президента России от 1 октября 2007 года "О представительствах Министерства обороны Российской Федерации в иностранных государствах, на территориях которых имеются российские воинские захоронения" в европейских странах появились соответствующие подразделения Минобороны. Правительство России подписало с 12 странами соглашения о сохранности наших воинских захоронений за рубежом. Существуют и декларируют, что занимаются проблемой, такие структуры, как Россотрудничество и Роспатриотцентр.

Однако, как мы видим, эффективность всех этих структур и соглашений в ситуации, когда Польша законодательно поощряет политический вандализм в отношении советских памятников на своей территории, равняется нулю. Ни демарш депутатов Госдумы, ни демонстративное рассекречивание Минобороны России документов, свидетельствующих о том, с какой радостью встречали в 1944-45 гг. поляки советских воинов-освободителей, никакого существенного политического ущерба Польше не наносят. Здесь нужны другие, асимметричные решения.

В настоящее время Польша рассматривается администрацией Дональда Трампа в качестве одного из противовесов политике канцлера Германии Ангелы Меркель в Евросоюзе. Американцы стремятся изменить конфигурацию и расстановку сил внутри ЕС, приподняв в нем роль Польши и стран Балтии и уменьшив влияние на политику официальных структур ЕС со стороны Германии и Франции. Поэтому, если говорить об асимметричном ответе России на войну с памятниками советским солдатам в Польше, то эффективным такой ответ будет только в том случае, если он будет актуальным. И это могут быть не только экономические санкции против Польши.

Как ни странно это прозвучит, но сегодня Польша – это крайне уязвимое извне и изнутри государство. Польша имеет серьезнейший конфликт с руководством Евросоюза из-за судебной реформы в стране, за которую ЕС угрожает ей весьма чувствительным санкциями. Многие польские политики не согласны с линией правящей сегодня в стране партии "Право и справедливость", в результате чего около польского парламента не прекращаются многочисленные демонстрации.

Зная эти и другие болевые точки Польши, Россия может и должна давить сегодня на именно на них, а не постоянно доставать полякам "скелеты из шкафов" прошлого, на которые они уже не реагируют. И к этому Россию обязывает не только историческая память о миллионах павших советских людей в борьбе за освобождение Европы от фашизма, но и сегодняшняя политическая необходимость.

Поэтому умело вброшенная и растиражированная в мировых СМИ конфиденциальная информация об истинном отношении ведущих польских политиков к Дональду Трампу или Ангеле Меркель может сделать для защиты Россией исторической правды больше, чем любое заявление Госдумы или открытие военных архивов.

Любая страна Европы, в которой занимаются насильственной реновацией памяти об освободивших ее советских солдатах, должна знать, что Россия сделает все, чтобы подобные меры вышли этой стране боком прямо сейчас или в ближайшем будущем. Защита исторической памяти для России сегодня – это не просто дань прошлому, а весьма острое геополитическое оружие, которое при правильном применении может быть весьма эффективным.