Европейские чиновники утверждают, что международные санкции против Москвы не затронули отрасли российской экономики, критически важные для ряда стран Евросоюза, поэтому любые новые попытки ввести ограничения будут натыкаться на вето, пишет Financial Times. По словам одного из чиновников, если будут введены дополнительные санкции, то исключений в них будет больше, чем ограничений.
Неформальные обсуждения 11-го пакета санкций начнутся 21 апреля. В них примут участие чиновники Еврокомиссии и представители стран-членов Евросоюза. Рестрикции, по словам работающих над ними чиновников, скорее всего ограничатся расширением списка подсанкционных физических лиц и ужесточением мер против обхода ограничений. Ранее глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен анонсировала, что новые ограничения будут касаться борьбы с обходом уже работающих санкций, а не введения дополнительных мер.
В руководстве Евросоюза в конце 2022 года уже говорили о пределе санкционных возможностей - после принятия девятого пакета санкций. Литовский еврокомиссар Виргиниюс Синкявичюс заявил, что не видит областей, где эти санкции должны быть дополнены чем-то новым. Он также отметил, что, когда приняты решения по ключевым отраслям экономики, остается не так много возможностей расширять ограничения. Глава Евросовета Шарль Мишель согласился с этим мнением. В руководстве ЕС подчеркнули, что эффект от санкций будет виден в долгосрочной перспективе.
ЕС принял десятый пакет санкций в конце февраля. Он касался, прежде всего, ужесточения надзора за исполнением уже принятых ограничений. Российская сторона назвала эти ограничения нелегитимными и заявила о давлении ЕС на механизмы международной торговли.
Представители внешнеполитических ведомств порядка 12 государств ЕС дали знать, что введение дополнительных пакетов санкций помимо уже десяти существующих принесут бóльший ущерб самому союзу, нежели России. В настоящий момент европейские страны нуждаются в российских удобрениях, необходимых для сдерживания роста глобальных цен на еду, редкоземельных металлах для автомобильной и авиапромышленности, радиоактивных изотопах для фармацевтики, урановых стержнях для атомных станций, титане для авиастроения и прочем критически важном сырье.