Конгрессмены от обеих партий в США морально готовятся к вероятному закрытию правительства в конце следующего месяца. Отключение или так называемый "шатдаун" проводится, когда нет согласованного в срок бюджета. 28 апреля истекает действие краткосрочного билля о финансировании федерального правительства, принятого в декабре. К концу апреля Конгрессу придется принять новый билль, который даст правительству денег до августа, или отправить федеральных служащих в принудительный отпуск. Малек Дудаков объясняет, что это означает и чем грозит.
Республиканцы не стали утверждать полноценный бюджет на новый год, рассчитав, что им лучше будет дождаться инаугурации Дональда Трампа. Теперь проблема состоит в том, что в новом краткосрочном билле наверняка будут находиться статьи, которые сильно не понравятся Демократам. Уже сейчас известно о как минимум двух примерах подобных норм.
Во-первых, федерального финансирования все-таки лишатся абортарии Planned Parenthood. Это болезненная тема для либералов, и они постараются такого не допустить. Кроме того, Белый Дом запрашивает в Конгрессе около $1,5 млрд в 2017 г. на начало строительства приграничной стены. Основные средства на финансирование стены от Мексики должны быть заложены в бюджете на 2018 г., однако Трамп хочет начать строительство уже в ближайшие месяцы. Пока департаменту внутренней безопасности приходится урезать собственные бюджеты (в частности, предназначенные для береговой службы) для финансирования первых шагов по строительству стены. Демократы в Сенате уже объявили о том, что будут всеми силами блокировать выделение средств на эту затею. И если при принятии основного бюджета у партии меньшинства почти нет рычагов давления, то обычные законы подпадают под правило “филибастера”. Оно дает право любому сенатору начать обсуждение принимаемых законопроектов, которое будет длиться до того момента, пока его не поддержат как минимум 60 законодателей. Многие инициативы, попавшие под действие "филибастера", так и не были приняты: они могут находиться на стадии обсуждения бесконечно. Соответственно, Республиканцам придется найти 60 голосов в Сенате для финансирования правительства (у них имеется 52).
По иронии судьбы одним из первых разговор о закрытии правительства начал сенатор Тед Круз: консервативный законодатель, который самолично устроил последний "government shutdown" - в октябре 2013 г. Он избрался в сенаторы от Техаса в ноябре 2012 г. и в течение первого года на посту несколько раз участвовал в блокировании различных инициатив. В апреле 2013 г. Круз вместе с сенатором от Кентукки Рэндом Полом устроил "филибастер" законопроекта администрации Обамы, в рамках которого планировалось задействовать беспилотники в полицейских и военных задачах на территории США. Представители президентской администрации в ходе слушаний не смогли дать гарантий, что эти беспилотники не будут использованы во внесудебных убийствах подозреваемых преступников, что насторожило многих республиканцев. Действия Пола и его коллег смогли заблокировать принятие этого постановления и заставить Обаму отказаться от своих планов по легализации использования беспилотников внутри США.
Сенатор Тед Круз
Летом 2013 г. Круз удачно воспользовался угрозой "филибастера" для того, чтобы "убить" предлагаемые Обамой новые федеральные регуляции в отношении огнестрельного оружия. Это еще больше убедило Круза в эффективности применения "филибастера" для достижения своих целей, и воодушевленный сенатор вознамерился атаковать большую цель – бюджет на фискальный 2014 г. В октябре Круз вместе с несколькими своими консервативными коллегами заблокировал утверждение нового бюджета: сенатор требовал, чтобы из его текста убрали вопрос о финансировании Obamacare – системы медстрахования Обамы. Без принятого бюджета 1 октября правительство закрылось. Журналисты и комментаторы не стали долго ждать и оперативно возложили всю вину за ситуацию на "обструкционистов-республиканцев", которые не позволяют Обаме в нормальном режиме управлять страной. Сам Белый дом решил также воспользоваться случаем и обязал федеральные агентства закрыть доступ ко всем национальным паркам и мемориалам: мол, их некому охранять и приводить в порядок, поэтому нужно их огородить. Особое возмущение поднялось, когда группы ветеранов Второй Мировой Войны не смогли возложить цветы к мемориалам памяти: но негодование шло в основном в адрес республиканцев. Рейтинги их партии за один месяц упали с примерно 50% до 32%, и многие электоральные аналитики начали считать, что на следующих выборах избиратели точно припомнят республиканцам этот обструкционизм. Впрочем, история показала, что через год после закрытия правительства о нем уже почти никто не вспоминал.
Теперь Круз уже как представитель партии большинства выступает с резкой критикой обструкционистских попыток демократов.
"Радикальные левые силы внутри Демократической партии пытаются довести ситуацию до закрытия правительства в надежде заблокировать решения президента. Я очень надеюсь, что им не удастся осуществить своих обструкционистских планов. Я знаю, что руководство демократов в лице лидера меньшинства в Сенате Чака Шумера и лидера демократов в Палате представителей Нэнси Пелози без энтузиазма относится к идее о закрытии правительства. Но на них активно давит крайне левая часть партии, которая хочет сделать все от нее зависящее назло Дональду Трампу. И демократическому истеблишменту приходится идти на поводу у собственных радикалов…" - сказал Круз.
Как правило, закрытие правительства наносит имиджевый ущерб той партии, которая его устраивает. Впрочем, вряд ли медиа будут сейчас также резво критиковать демократов, как они в свое время поносили республиканцев. Почти наверняка основным медиа-нарративом станет что-нибудь типа “Демократы защищают права женщин и мигрантов и правильно делают, что закрывают правительство!” Однако чем дольше правительство будет оставаться закрытым, тем сложнее будет демократам оправдывать свои действия. В октябре 2013 г. правительство оставалось закрытым 16 дней: и как раз давление общественности вынудило умеренных республиканцев к концу второй недели все-таки отказаться от своего героического сопротивления и проголосовать за бюджет. Вполне возможно, что рейтинги демократов начнут довольно быстро падать, и в какой-то момент тем придется пойти на определенный компромисс. А вот уровень одобрения действий Белого дома может только вырасти: вопрос состоит в том, до какого уровня? Уже сейчас, после проведения военной акции в Сирии и ужесточения риторики о КНДР, рейтинги Трампа почти ежедневно растут, приближаясь к 50%. В условиях закрытия правительства они вполне могут добраться и до 60% при грамотном PR-сопровождении действий демократов.
Кроме того, любой отказ Конгресса продолжать финансирование правительства дает дополнительные козыри в президентские руки. Федеральные законы предоставляют право президенту использовать "дискреционные акты" в обход Конгресса, которые регулируют деятельность правительства. В условиях закрытия правительства Трамп, например, может быстро внести изменения в работу профсоюзов госслужащих, отменив многие устоявшиеся льготы. Трамп ведь в ходе предвыборной кампании обещал "осушить вашингтонское болото" и сократить расходы на бюрократический аппарат! Он уже принял указ о временной заморозке найма новых госслужащих в первый день на посту президента. Трамп предложил сократить бюджеты многих федеральных ведомств, включая Госдепартамент, Департамент по защите окружающей среды и министерство здравоохранения, на 15-30%. Но сейчас он может добиться еще большей экономии средств: большинство федеральных служащих останутся без работы на время закрытия правительства, и это лучшее время для сокращения текущего госаппарата. Стандартный процесс увольнения госслужащих обычно крайне сложный из-за множества федеральных регуляций и давления профсоюзов, однако ситуация закрытия правительства дает президенту уникальную возможность лишить работы большое количество человек без выплаты стандартных пособий и в обход Конгресса. Конечно, профсоюзы наверняка сразу же подадут в суд, но процесс может затянуться на долгие годы, а экономия для бюджета - уже сейчас. Кстати, практически все работники госаппарата убежденные демократы, и они смогут поблагодарить собственную партию за идеологическую упертость в борьбе с администрацией Трампа, которая фактически привела к их увольнению.