Статьи

Куда пойдет ВВП: что пропишут в новых "майских указах" президента

Куда пойдет ВВП: что пропишут в новых "майских указах" президента

Перед президентскими выборами в России ВЦИОМ ежемесячно проводил опросы, в которых выяснял, с чьими программами избиратели знакомы лучше всего. Лидировал Владимир Путин. В декабре 2017 года его программу знали 45% россиян, в январе - 54%, в феврале - 61% и в начале марта – 68%. Программы Путина в виде отдельного документа нет, но он представил свое видение будущего на пресс-конференции в декабре и, конечно, в послании Федеральному собранию. Известно, что в профильных ведомствах уже идет работа над новыми "майскими указами". Михаил Мельников пробует предугадать, какой будет экономическая часть этих указов. 

Кто защитит от коррупции

Проблема безопасности бизнеса, на мой взгляд, - номер один в российской экономике. Владимир Путин констатирует: "Больших изменений к лучшему мы пока не видим. Связано это, конечно, и с коррупцией на всевозможных уровнях, и просто с низкой организацией этой работы. Напрашивается нечто такое, что у нас в армии есть, – постоянная ротация". Заявка интересная: возможно, таким образом нам действительно удастся разрушить устоявшиеся коррупционные связи. Потому что одними пожеланиями "перестать кошмарить бизнес" этих граждан не остановить.

В своих указах Путин потребует снизить давление на бизнес и отказаться от применения административного ареста как меры пресечения по экономическим преступлениям.

Как взять кредит

Еще одна проблема бизнеса – высокие процентные ставки по кредитам. 

"Сейчас у нас есть возможность, не разгоняя инфляцию, повышать доступность кредитов. Рассчитываю тут на поддержку Банка России", – говорил президент. 

Он рассчитывает также на повышение эффективности труда и привлечение инвестиций. По всем этим направлениям уже существуют государственные программы, и их планируется всемерно развивать.

Президент потребует удержания инфляции в рамках 4–4,5%, повышения доступности кредитов. 

Будут ли пенсии

Один из самых больных в России - пенсионный вопрос. 

"Наш нравственный долг – поддержать старшее поколение. Мы должны добиться увеличения размеров пенсий, обеспечить их регулярную индексацию, причем выше темпов инфляции. Будем стремиться и к тому, чтобы сокращался разрыв между размером пенсии и заработной платы, которая была у человека перед выходом на пенсию". О повышении пенсионного возраста президент говорит осторожно: "Чтобы принять окончательное решение, надо все это просчитать реально. Я говорю это не для того, чтобы уклониться от ответа, а посчитать по каждой позиции, к чему что приведет… Точно это не должно быть никаким шоковым решением, не должно быть разовым. Это должно быть, как во многих странах мира, постепенно и мягко"… 

Скорее всего, пенсионный возраст начнет расти во время ближайшего президентского срока, но это решение, честно говоря, назревало давно, особенно на фоне роста продолжительности жизни.

Президент потребует увеличить пенсии – скорее всего, без привязки к конкретному маркеру, но точно не менее чем на уровень инфляции.

Будем здоровы

"Нужно увеличивать, конечно, прежде всего общее финансирование... На следующий год 4,1% на совокупные расходы по медицине в целом по стране". 

4,1% от бюджета – это не все расходы, так как в них не включаются страховые деньги, собранные по системам ОМС и ДМС, хотя именно эти средства составляют основную долю финансирования медицины. То есть деньги у нас есть, вопрос лишь в грамотном и честном их использовании.

Одним из самых амбициозных майских указов 2012 года было требование повысить зарплаты врачей до двух средних по региону. Было бы хорошо, если бы авторы указов-2018 не забывали об этом.

73 года – много или мало

Один из важных демографических показателей экономического благополучия общества – средняя продолжительность жизни, другой – рост числа жителей страны. С первым пунктом, полагает президент, у нас все хорошо, со вторым – плохо. "Численность работоспособного населения сократилась примерно на миллион", – признал Путин в Послании. В ближайшие годы на поддержку детства и материнства будет потрачено 3,4 трлн руб.; продлевается действие программы материнского капитала. Средняя продолжительность жизни растет: никогда ранее она не достигала в нашей стране 73 лет, а в обозримом будущем наша задача – войти в "клуб 80".

Где взять технологии

"Мы обязаны собрать все силы в кулак и проявить волю. Отставание – вот главная угроза и наш враг".

Это перекликается с докладом бизнес-школы "Сколково" о влиянии санкций на нефтяную отрасль России. Доклад опубликован чуть позже, но президент наверняка знал его основные тезисы. Суть сколковского исследования в том, что санкции действительно не оказали пока значительного влияния на добычу нефти и газа в России, однако, когда активные месторождения истощатся, а техника устареет, влияние запретов на поставку в Россию оборудования и технологий существенно вырастет. Уже к 2025 году добыча нефти неминуемо снизится, если страна не выйдет из режима санкций или не создаст собственные аналоги западных продуктов. 

Нет сомнений, что президент призовет расширить и углубить импортозамещение – возможно, без использования этого термина.

Как поддержать село

Владимир Путин справедливо гордится успехами в продовольственном импортозамещении и намерен вкладываться в сельское хозяйство и дальше: "Без всяких сомнений, производители зерна нуждаются в поддержке. Она может быть осуществлена разными способами. Или с помощью госзакупок — не думаю, что это исключенный вариант, надо подумать, несмотря на то что в правительстве считают, что это нецелесообразно, но надо подумать". Тут, правда, вступают в силу правила ВТО, о которых стоит поговорить отдельно, но в современном расколотом мире Всемирная торговая организация не в силах заставлять своих членов соблюдать общие правила, в число которых входит жесткое ограничение государственной поддержки сельхозпроизводителей.

В своих указах президент поставит очередные цифровые цели по производству сельскохозяйственной продукции и, возможно, росту зарплат на селе.

Стратегическими же задачами России были и остаются:

избавление от нефтяной зависимости;

переход от экспорта сырья (сырая нефть, лес, зерно) к экспорту готовой продукции (бензин, пиломатериалы или изделия из дерева, мука и крупы);

воссоздание собственного производства товаров широкого потребления;

реанимация наукоемких отраслей экономики;

как результат – существенное повышение уровня жизни россиян.

Цели Владимира Путина на следующие 6 лет: 

Россия должна не только прочно закрепиться в пятерке крупнейших экономик мира, но и к середине следующего десятилетия увеличить ВВП на душу населения в полтора раза.

Обеспечить уверенный, долгосрочный рост реальных доходов граждан, а за шесть лет как минимум вдвое снизить уровень бедности.

К концу следующего десятилетия Россия должна уверенно войти в клуб стран "80 плюс", где продолжительность жизни превышает 80 лет.

В 2017 году три миллиона семей в России улучшили свои жилищные условия. Необходимо стабильно (обращаю внимание, впервые в истории современной России) выйти на уровень, когда ежегодно не менее пяти миллионов семей улучшают свои жилищные условия. Для этого строить нужно 120 миллионов метров жилья в год, а не 80, как сейчас.

Нужно и дальше снижать среднюю ставку по ипотеке до 7–8 процентов. Стремиться нужно, безусловно, к 7 процентам.

За шесть лет в полтора раза - до 180 миллионов тонн - вырастет пропускная способность БАМа и Транссиба. Контейнеры будут доставляться от Владивостока до западной границы России за семь дней. Ключом к развитию русской Арктики, регионов Дальнего Востока станет Северный морской путь. К 2025 году его грузопоток возрастет в десять раз, до 80 миллионов тонн.

Объем транзитных контейнерных перевозок по нашим железным дорогам должен увеличиться почти в четыре раза.

В населенных пунктах с численностью от 100 до 2000 человек в течение 2018–2020 годов должны быть созданы фельдшерско-акушерские пункты и врачебные амбулатории.

К середине следующего десятилетия вклад малого предпринимательства в ВВП страны должен приблизиться к 40 процентам, а число занятых – вырасти с 19 до 25 миллионов человек.

В течение шести лет мы должны практически удвоить объем несырьевого, неэнергетического экспорта до 250 миллиардов долларов. До 100 миллиардов долларов должен вырасти ежегодный экспорт услуг, включая образование, медицину, туризм, транспорт.