Мнение

Чистки, зарплаты, реформы: какие вопросы были интересны самому Путину

Чистки, зарплаты, реформы: какие вопросы были интересны самому Путину

Владимир Путин в 15-й раз на посту президента провел предновогоднюю пресс-конференцию. Более четырех часов он отвечал на вопросы журналистов о медицине, доходах, состоянии экономики, отношениях с США, Украиной, Китаем и т.д. Дмитрий Лекух — о самом главном из этого общения. 

Первое, на что обращает внимание заинтересованный наблюдатель, — это едва ли не демонстративное нежелание Путина заниматься глобальными теоретическими и идеологическими вопросами. Напротив, вопросы, требующие практического разрешения, — как неимоверно сложные с точки зрения поиска управленческих решений, так и самые простые, "детские" — вызывали живое президентское участие и интерес.

Даже рассуждая о роли Ленина и Коммунистической партии в роли развала страны, с подачи много лет работающего "свидетелем Путина" журналиста "Коммерсанта" Андрея Колесникова, президент больше концентрировался на "рутинных" управленческих решениях, которые, правда, имели глобальные последствия. 

Но в целом его, очевидно, больше интересовала конкретика современной политики, экономики и вопросы реального управления, а не "развевающиеся знамена" и прочие "революционные решения".

Так что напрасно таинственные силы (хотя что в них таинственного: на Украине вообще нет ничего мистического и сверхъестественного с момента отъезда в Москву Михаила Афанасьевича Булгакова) зачем-то пытались совершить, как отмечают профильные ведомства, "беспрецедентные кибератаки". И самому Путину, и его аудитории были интереснее вопросы внутреннего употребления: сроки возведения моста в Салехарде, гарантии "неразвития" пенсионной реформы, странноватый закон о домашнем насилии и ситуация на переговорах по газу с республикой Беларусь — все это вряд ли интересно политизированной аудитории "атакующих". А вот для населения самой Российской Федерации эти рутинные вопросы, как выяснилось, гораздо важнее истории братской-не братской Украины.

Народ как-то приспособился к происходящему в большом мире. Понял, как это соотносится с его личным будущим: неслучайно же констатируем, что даже экономика приспособилась к санкциям. Народ у нас в этом смысле куда более живуч, чем экономика. Ну, а своя рубашка не просто "ближе к телу", она для тела важней. Поэтому можно понять жителей западной Сибири, недоумевающих по поводу отсутствия двухпроцентной ипотеки, которая есть у их соседей на Востоке. А мы, типа, чем хуже. У нас тоже, в общем, тайга.

Интересно, насколько чувствует тренд в этом смысле Путин. Для него эта где-то рутинная и скучная глубинная жизнь народа, соотнесение ее с текущим состоянием экономики и качеством управления — тоже намного важней. В этом контексте отнюдь не случайным был специально несколько заостренный (президент несколько раз к нему возвращался) вопрос о реальных доходах населения. Едва ли не важнейший и реально больной: 

Действительно, в последние годы мы наблюдали снижение реальных доходов граждан, и это очень плохо, это одна из наших проблем, которую мы, безусловно, должны решать, но решать это мы должны на основе роста производительности труда и роста ВВП. Это совершенно очевидно. Вот к этому нам нужно стремиться. Потому что все другое, в том числе, скажем, раздача денег из резервных фондов — это ни к чему не приведет.

Это сигнал: ребят, власть хорошо понимает задачу, но задача неимоверной сложности: тянешь за один "конец" ниточки — запутываются остальные. Но это не значит, что на проблему можно махнуть рукой.

И еще одна из деталей нынешней пресс-конференции — это стремление к выработке практических решений и вынесению их на публичное обсуждение. Вопрос о "федеральной базовой ставке" для врачей — это давно напрашивающаяся, если хотите, "кадровая революция" в регионах. На самом деле ряд профессий давно стоит приравнять к федеральным служащим, тогда мы хоть не будем наблюдать столь чуднЫх дисбалансов в заработной плате среди тех же бюджетников. Но куда тогда девать целое стадо разномастных региональных чиновников, призванных этими самыми врачами и учителями руководить, в том числе распределяя им их зарплату... Ответ на этот вопрос на ежегодной пресс-конференции, безусловно, дать невозможно — просто немного другой формат. Но порассуждать, продемонстрировав, в какую сторону идет движение государственной мысли, безусловно, полезно. Для аналитика это куда более интересно, чем миллионы трескучих фраз. Вот, к примеру, комментарий об "отрицательном отношении" к изменениям в Конституцию и к вопросу о "двух президентских сроках" — явный такой ответ теоретикам-толкователям различных хитрых схем по "путинскому воцарению навсегда".

Или вопрос о "чистках". Путин не просто так заявил, что никаких чисток нигде, включая правоохранительные органы, лучше не проводить, это уже проходили в 1937 году. Практическая польза была очевидно сомнительной. Сейчас этот вопрос, вопрос внутрипартийной конкуренции, к счастью, не носит столь звериной серьезности. А для борьбы с иными злоупотреблениями, с точки зрения президента, вполне достаточно служб внутренней безопасности в правоохранительных органах. Любые экстраординарные меры типа этих самых "чисток" — только во вред. То есть даже разговор о болезненных моментах истории был довольно быстро и как-то удивительно спокойно переведен в разряд практического применения (или, как в данном случае, не применения) определенных инструментов в режиме нынешней повседневной рутины. 

Хотя сама идея чисток красивая, чего уж там отрицать. Вот только сейчас у нас в стране время не красивых идей, а непростых решений. В применении, правда, к гражданам все больше осознающей свое величие подлинной сверхдержавы это накладывает довольно серьезные обязательства на государственную власть. Руководить уважающим себя и осознающим свое величие народом куда сложнее, чем манипулировать электоратом, как это прописано в учебниках по политическому PR. Тут глобально-важным может стать любой именно рутинный вопрос. И именно об этом, кстати, постоянно говорит российский президент: интересы народа необходимо не просто учитывать, как это иной раз с упоением призывают делать самые разнообразные управленцы, для начала их нужно хотя бы уважать. И переводить необходимость их благополучного разрешения именно в практическую плоскость, даже если это тяжело и не с первого раза получается. Тогда будет рождаться и ответное уважение к власти.