Статьи

Алиментарная любовь: что заставит родителей вспомнить о детях

Алиментарная любовь: что заставит родителей вспомнить о детях

Национальный родительский комитет предложил выплачивать алименты на содержание неработающего супруга, с которым остались дети. Глава организации Ирина Волынец отправила письмо с такой инициативой в Минтруд. Но эту идею оценили не все. Платон Беседин объясняет, почему считает это предложение логичным. 

Россия – страна невыплаченных алиментов. Мы в мировых лидерах по этому показателю. Одна цифра: на данный момент долг алиментщиков перед несовершеннолетними детьми составляет более 100 миллиардов (!) рублей. Представляете, как на эти деньги можно было бы улучшить жизнь детей в неполных семьях? 

Более или менее исправно алименты платит только треть россиян. Остальные две трети бегают. На практике это означает, что более двух миллионов детей не получают материальную помощь. То, что причитается им по закону и юридическому, и моральному.

Это чудовищно, когда ребенок сначала остается без одного из родителей, а после не получает от него и помощи — жизнь его ломается. Без преувеличения, здесь самая настоящая трагедия. И не только конкретного ребенка, но и целого поколения. 

Так что абсолютно права Ирина Волынец, аргументируя свою инициативу "увеличением в России количества разводов" и "высоким социальным запросом". Мы опять же в лидерах по бракоразводным процессам (две трети семейных пар расстаются), а цены – особенно на детские товары – с каждым годом растут. Вот и на днях премьер-министру Дмитрию Медведеву сообщили о грядущем повышении. 

Меж тем, внимая Волынец, можно вспомнить и известную фразу Ницше: "Более всего бываешь наказан за свои благие намерения". На практике это может означать следующее: где гарантия того, что на деле алиментщики будут платить? Если человек не отчисляет 10, 20 тысяч рублей (дай-то Бог еще 20) на детей, станет ли он выплачивать дополнительную сумму на бывшую супругу, с которой, вероятно, не слишком красиво расстался? 

Супругу, потому что алименты, как правило, перечисляют мужчины. А с расставаниями у нас беда. Люди не только разучились жить вместе, но и по-человечески расходиться. У каждого, наверное, есть знакомый или знакомая, вещающие, как отвратителен бывший супруг. В медиапространстве мы наблюдаем ценностный коллапс в бесконечных разводах и дележках так называемых "звезд". Громко и гадко разводились Петросян и Степаненко, еще громче и гаже разводится Глушаков с супругой Дарьей.

Поэтому при всей адекватности инициативы она, если и будет принята, вряд ли существенно изменит положение дел. При этом критики полагают, что ситуация только ухудшится. Мол, мужчины и женщины и так с неохотой женятся, а теперь у них появится еще больше опасений. 

И главное: если люди все-таки хотят разойтись, а предложение Волынец уже принято, то каков дальнейший сценарий, когда муж или жена не готовы брать на себя ответственность? Не расходиться, чтобы не обрекать себя на алименты детям и супруге? И как в принципе подходить к появлению детей? Сто, а то и двести раз подумать? Далеко не факт, что при таком подходе это поспособствует улучшению демографической ситуации в стране.

Меж тем последние инициативы правительства как раз-таки и направлены на то, чтобы численность населения выросла. Сейчас с этим серьезные проблемы: мы существенно не дотягиваем по суммарному коэффициенту рождаемости не то что до преумножения, а до банального сохранения народа. И наверняка появятся те, кто, держа в уме расколотое совместное будущее, не захочет детей. Он будет спрессован грядущими рисками.

Однако должны ли мы в принципе гнаться за ростом нашего населения, стремиться к тому, чтоб у нас появлялось как можно больше детей? Да, но лишь в том случае, если мы способны дать им нормальную жизнь. И речь тут даже не о финансовой составляющей. Никакие выплаты в 10 тысяч рублей или материнские капиталы не создадут нормального отношения к своему ребенку. Хватает тех, кто беременеет с мыслями не о том, как вырастить и воспитать дитя, а как потратить причитающиеся от государства суммы. Нужны ли ребенку такие родители?

Сбережение народа, действительно, нечто вроде национальной идеи, но оно подразумевает не только количественные, но и качественные показатели. Бессмысленно плодиться, если дети при этом будут жить в тяжких условиях. Это, собственно, не аргумент в пользу тех, кто размышляет следующим образом: "Обеспечу себя, решу жилищные вопросы, а после задумаюсь о ребенке" — ведь зачастую при таком подходе оказывается слишком поздно. Ключевое — не материальное положение в семье, а любовь и взаимопонимание в ней. 

Это, казалось бы, архаичная наука, но проблема в том, что, размышляя о меняющемся современном мире, мы всякий раз отбрасываем тот факт, что законы природы нерушимы. Да, семья в традиционном формате во многом изжила себя — ей необходимо искать новые формы, однако дети от того не перестают рождаться, и попадание их во враждебную среду, подобно той, что показана в фильме Звягинцева "Нелюбовь", ломает судьбы.

Научиться любить и уважать другого, нести ответственность — вот что первоначально важно. Никакие законодательные инициативы этому не способствуют. Наоборот, при всей своей кажущейся благости, попав на фактическую почву, они могут сыграть в минус. Можно ли заставить платить алименты бывшей супруге того, кто не хочет платить своим детям? 

Моя логика, как человека с проблемой столкнувшегося, здесь однозначна: твои дети — это твоя ответственность. И высчитывать, примерять, сколько после выплат алиментов тебе останется, — малодушие. Мужчина в конечном счете не тот, кто оплодотворил, если угодно, а тот, кто остается с детьми до конца.

Есть и другой момент, когда алименты выплачиваются не только детям, но и самой супруге. И тут возникает вопрос: почему надобно отдавать деньги ей? Это же рождает подозрения, что тратит она их на себя. Самое мягкое, что происходит в таких случаях, – это выплата минимальных алиментов (благодаря урезанию "белой" зарплаты, например) с покупкой вещей и продуктов детям. Часто подобное заканчивается тем, что отец начинает высчитывать, кто сколько чего съел и съесть был должен. 

Тут нельзя однозначно назвать виновного, потому что часть женщин изначально настроена на "откусить кусок пожирнее"; мужчина в таком случае используется как гарантия безбедного будущего. Сейчас это особенно распространено благодаря популяризации "охотниц за богатыми женихами". Но внимание обращать надо прежде всего на то, как обращается мать со своими детьми, насколько они довольны и защищены. Если да, то алименты бывшей супруге пойдут только в плюс, ведь состояние родителя прямо отражается на состоянии ребенка.

Инициатива платить супругу с детьми в таком контексте выглядит адекватной, но рискованной, потому что может лечь на неблагодатную почву. Ведь в конечном счете любая такая идея не панацея, а лишь дополнение к сложившейся системе: если та не работает, то бесполезно и все остальное. Нельзя заставить родителей вспомнить о своих детях — можно лишь научить их этому.