Политика

Вашингтон угрожает Баку "Майданом"

Вашингтон угрожает Баку "Майданом"

Посол США в Азербайджане Ричард Морнингстар, чьи дипломатические полномочия в этой стране истекают через три месяца, решил под занавес устроить «политический стриптиз». В интервью радио «Азадлыг» он сразу высказал несколько тезисов, касающихся американо-азербайджанских отношений, ситуации в регионе, внутриполитической ситуации в самом Азербайджане и перспектив карабахского урегулирования. «Я знаю, что многие могут со мной не согласиться, - так ранее объяснял свою позицию Морнингстар. - Но я могу говорить лишь то, во что верю я, о том, какова наша политика и насколько, как настоящие друзья Азербайджана, мы хотим укрепить наши отношения».

Напомним, что Морнингстар считается одним из разработчиков энергетической стратегии Азербайджана. Поэтому его назначение послом США в Баку некоторые эксперты квалифицировали как «ювелирный ход Белого Дома», которые способен изменить ситуацию не только в регионе, но и даже в масштабах всего постсоветского пространства. Но при этом мало кто задумывался над тем, что в числе его главных приоритетов в Баку значились не столько энергетика, сколько «координация работы с местной оппозицией» с выходом на усиление американских позиций. Это заметно отличило политику Морнингстара от действий его предшественника на посту посла США в Азербайджане Мэтью Брайзы, который откровенно увязывал энергетическую стратегию Баку с возможностью карабахского урегулирования. У Брайзы, который выстраивал свои оперативные схемы в формате Азербайджан -Турция - Иран ничего не получилось. Морнигстар пытался вывести геополитические «горизонты Баку» до Киева, отодвигая проблему Карабаха в сторону, полагая, что «игра» системного уровня - проект «Белый поток» - транспортировка сжиженного и сжатого газа по Черному морю из Азербайджана с подключением Туркменистана в Европу через Украину  позволит Баку «зайти» на карабахское урегулирование с новых завоеванных на постсоветском пространстве энергетических плацдармов. Ничего не получилось. Вот почему для того, чтобы оценить значимость заявлений Морнингстара в интервью радио «Азадлыг», необходимо всегда иметь в виду сформировавшийся политический фон.

По ходу развития украинского кризиса высокопоставленные чиновники ЕС и США, в том числе и госсекретарь США Джон Керри, публично заявили, что благодаря «Южному газовому коридору» Азербайджан может сыграть важную роль в стратегии диверсификации поставок газа в Европу. В то же время посол Монингстар - «из-за событий на Украине» - стал увязывать это с перспективой карабахского урегулирования, что создавало следующее ощущение: США стали позиционировать Азербайджан в качестве чуть ли не главного своего партнера в Закавказье , но уже с перспективой провести карабахское урегулирование на бакинских условиях. К этому сценарию была подключена и Турция. Глава МИД этой страны Ахмет Давутоглу предупреждал, что «после Крыма» может сработать «эффект домино»:

«Нас беспокоит не только Украина. В случае начала этой тенденции, что является актом против территориальной целостности, имеется много других замороженных конфликтов, таких как Приднестровье, Абхазия и Нагорный Карабах. Мы не хотим, чтобы кризис на Украине запустил цепную реакцию в регионе Черного моря и соседних с Турцией регионах».

Одновременно в США стали звучать утверждения о том, что «Белый Дом должен перестать разговаривать с Арменией и Азербайджаном, начать через формат сопредседательства Минской группы переговоры с Россией на условиях невовлечения постсоветских стран в НАТО и отказа от требования вывода российской базы из Армении, - если Россия согласится не вводить войска в Карабах». В предложенном силлогизме содержалось две базовые посылки. Первая: требование вывода российской базы из Армении. Вторая: Россия уже приняла решение «ввести свои войска в Карабах». Поэтому действия американского сопредседателя в Минской группе ОБСЕ Джейса Уорлика, озвучившего шесть принципов по карабахскому урегулированию, осуществление которых могло бы привести к урегулированию карабахского конфликта, вписываются в обозначенный контекст. При этом отметим, что Уорлик предложил ввести в переговорную группу по Карабаху и Степанакерт. И не только это. Баку и ранее не жаловал различных правозащитников и инакомыслящих. Запад на это реагировал, но больше ритуально. Ситуация стала заметно меняться. В начале 2014 года появился ежегодный отчет государственного департамента США по правам человека. В нем утверждалось: «В 2013 году в Азербайджане увеличились ограничения свободы самовыражения, журналисты и правозащитники подвергались запугиванию, арестам и применению силы со стороны властей». При этом резкой критике была подвергнута избирательная кампания переизбранного азербайджанского президента Ильхама Алиева, имелись намеки на проблемы с легитимностью его власти. Когда недавно в Баку произошло задержание двух известных правозащитников, а также арест по обвинению в государственной измене прибывшего в Баку из Турции журналиста, США перешли уже в открытую атаку. «Я твердо убежден, что, в рамках озабоченности состоянием энергетической стабильности региона, наряду с нашим сотрудничеством с Азербайджаном по энергетическим вопросам мы должны столь же решительно добиваться сокращения нарушений прав человека», — заявил американский сенатор от штата Мэриленд демократ Бен Карден. На состоявшейся в апреле конференции в Вашингтоне, организованной «Ассамблеей друзей Азербайджана», посол США в Баку Морнингстар сравнил политику Баку по проблемам демократии и прав человека в Азербайджане даже с поведением «слона в посудной лавке». Практически эту же позицию Морнигтар повторил в нашумевшем интервью радио «Азадлыг»: «Я пытаюсь исходить из логики азербайджанского правительства и понять их позицию. Они приводят такой аргумент, что вынуждены предпринимать такие шаги во имя стабильности в стране. Говорят, что Азербайджан расположен в очень опасном регионе. Это и вправду так. Если в течение трех часов ехать на юг, то вы окажетесь в Иране, если на север – то в России. Но у нас другая позиция, мы считаем, что чем больше будет открыто гражданское общество, тем сильнее будет стабильность. Это в интересах как самого общества, так и правительства страны. Но иногда оно предпринимает непонятные и ненужные шаги, в частности, мучает граждан. Но мы всегда говорили и будем говорить с правительством страны о демократии и правах человека. Если правительство будет проводить более жесткую линию в отношении гражданского общества, то события как на Майдане могут повториться и в Баку. Если даже не сейчас, то через 5-10 лет. Если возможности гражданского общества будут еще больше ущемлены, то это увеличит риск повторения таких событий». В то же время посол отверг утверждения, что «США жертвуют демократией ради энергетических вопросов». По его словам, «это не так, мы не собираемся покупать у Азербайджана нефть и газ, мы просто хотим при помощи Азербайджана ослабить монополию России на газовом рынке Европы». Наконец, приведем еще одну цитату из его заявления: «Азербайджан еще не столкнулся с вторжением, но возможно, что в будущем столкнется. В этом плане я нахожу очень интересным прошлогодний визит Владимира Путина в Баку. Многие расшифровывают этот визит как открытую поддержку Ильхама Алиева на президентских выборах, но я склонен считать, что это было признание независимости Азербайджана и призыв к сотрудничеству. Я не знаю намерений Путина, но не думаю, что Россия и Иран захотели бы иметь общую границу». Так вырисовываются контуры многоходовой политической комбинации госдепа, ориентированной «на принуждение» Азербайджана действовать по своему сценарию. В противном случае Баку грозят «российским вторжением в Карабах», «майданом», открыто намекают на невозможность урегулирования карабахского конфликта с «учетом требований Баку в силу недемократичности установленного режима». Но это - не сенсация. Сенсация в неожиданной для многих экспертов реакции на такое давление азербайджанской стороны. Первоначально замминистра иностранных дел Азербайджана Араз Азимов официально потребовал отзыва американского сопредседателя Минской группы ОБСЕ Джеймса Уорлика. Затем завотделом внешних связей администрации президента Алиева  Новруз Мамедов заявил уже об интервью Морнингстара: «Для Азербайджана подобное отношение неприемлемо. В то же время отмечу, что действия, представляющие собой вмешательство во внутренние дела государства, согласно нормам, принятым международным сообществом, не соответствуют миссии посла. Данный шаг посла грубо нарушает пункты Венской конвенции о дипломатических сношениях». Говоря об угрозах посла Морнигстара, согласно которым украинский «майдан» может повториться и в Азербайджане, Мамедов заметил, что «всем в мире прекрасно известно, кем именно были инспирированы события на Украине». По его словам, «майдан» - это результат политики и финансирования США. При этом он также напомнил, что «коктейли Молотова», которые в 2013 году собиралась использовать оппозиционная молодежь в Азербайджане, были подготовлены при поддержке США». Более того, Мамедов обвинил посла США и в том, что «в своих высказываниях он пытается бросить тень на дружественные отношения Азербайджана с соседними странами - Ираном и Россией». Означает ли это разворот внешней политики Азербайджана в сторону выстраивания нового стратегического партнерства с Россией и Ираном, сказать пока сложно. В идеале - президент Азербайджана Ильхам Алиев мог бы проявить инициативу устроить трехсторонний саммит с президентом Армении Сержем Сарсяном и президентом НКР Бако Саакяном. Это позволило бы азербайджанской дипломатии вырвать политическую инициативу из рук западных сопредседателей в Минской группе ОБСЕ, действовать шаг за шагом в сторону разблокирования Еревана и Степанакерта, начать создавать атмосферу доверия между жившими веками вместе и рядом двумя народами. Хотя бы потому, что навязываемая Западом тактика «дружить вместе против кого-то» до сих пор не принесла Азербайджану никаких политических преференций, а угроз и бед – более чем достаточно. Посол США в Азербайджане Морнингстар обозначил их достаточно ясно. iarex