Политика

Конституционный суд впервые разрешил не исполнять решение ЕСПЧ

Конституционный суд впервые разрешил не исполнять решение ЕСПЧ

Конституционный суд России постановил, что решение Европейского суда по правам человека об участии осужденных в выборах выполнить невозможно, сообщает РАПСИ.

В рамках дела "Сергей Анчугов и Владимир Гладков против России" ЕСПЧ предложил России "обеспечить участие осужденных, находящихся в местах лишения свободы, в выборах". Согласно решению суда, ограничение права голоса для заключенных носит абсолютный, автоматический и недифференцированный характер, распространяясь на всех лиц, отбывающих наказание вне зависимости от совершенного преступления, срока наказания и других обстоятельств.

Получив соответствующее постановление ЕСПЧ, Минюст обратился в Конституционный суд за разъяснениями. КС в свою очередь не согласился с формулировкой об абсолютном запрете на участие в выборах — суд указал, что из 700 тысяч осужденных в 2011-2015 годах лишь 211 тысяч были приговорены к реальным срокам, кроме того часть из них отбывает наказание в колониях-поселениях. Таким образом, большинство осужденных не лишены права голоса, а следовательно ограничения избирательного права являются избирательными и соразмерными и соответствуют международным стандартам.

Конституционный суд также отметил невозможность исполнения постановления ЕСПЧ относительно двух истцов, подавших иск в европейскую инстанцию — Анчугов и Гладков были осуждены к смертной казни за убийства, кражи, мошенничество и участие в ОПГ. Учитывая, что казнь для них была заменена на 15 лет лишения свободы, они заведомо не могли рассчитывать на право доступа к активному избирательному праву. В то же время КС признал право федерального законодателя менять условия содержания заключенных в колониях-поселениях.

Обращение о возможности не исполнять решение ЕСПЧ по делу Гладкова и Анчугова было направлено Минюстом в Конституционный суд в феврале 2016 года.

В середине декабря президент России Владимир Путин подписал закон, разрешающий признавать неисполнимыми решения международных судов, в первую очередь, Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), в случае их противоречия российской Конституции.