Статьи

Мастер-класс от Вяльбе: как трехкратная олимпийская чемпионка стала главным открытием Игр в Пхенчхане

Мастер-класс от Вяльбе: как трехкратная олимпийская чемпионка стала главным открытием Игр в Пхенчхане

Олимпийские Игры в Пхенчхане открыли много новых имен для российских болельщиков. Команда лыжников, от которой никто, казалось, не ждал высших наград, принесла стране 5 медалей. Андрей Ларьков, Александр Большунов, Алексей Червоткин, Денис Спицов, Наталья Непряева, Юлия Белорукова, Анастасия Седова и Анна Нечаевская доказали, что их наставник, президент Федерации лыжных гонок Елена Вяльбе, выстроила систему с мощным "запасом прочности". Дмитрий Лекух - о чуде в Пхечхане и о герое этой Олимпиады. 

Конечно, корейское гостеприимство и, возможно, чуть инерционное ощущение мирового спортивного праздника немного подретушировали катастрофу, происходящую сейчас прямо на наших глазах в мировом олимпийском движении. Но даже праздничные телевизионные картинки из Пхенчхана не отменяют, пожалуй, главного вопроса мирового спорта на сегодняшний день: а когда текущий "форум" закончится, что нам всем с этим делать.

Главное глобальное противоречие, которое высветили нынешние скандалы, заключается даже не во взаимоотношениях "МОК – Россия". Проблема гораздо глубже. 

Просто на секунду сопоставьте финансовый оборот Международного олимпийского комитета, его коммерческие интересы в медийном, рекламно-маркетинговом, медицинско-фармацевтическом секторах мировой экономики с официально закрепленным в Уставе МОК правовым статусом "некоммерческой организации". После чего давайте добавим в этот замечательный коктейль торговлю билетами и сувенирной продукцией, туристический и транспортный сектора. А вот теперь давайте посмеемся вместе.

Собственно говоря, в этом и есть то самое глубинное противоречие: "общественники" и спортивные чиновники не могут быть бенефициарами такого гигантского бизнеса просто по определению. И именно поэтому возможны такие "рейдерские атаки", как та, что прямо сейчас идет на мировой олимпизм со стороны – вдумайтесь! – всего лишь "группы антидопинговых лабораторий". Ситуация-то в общем, если смотреть непредвзято, абсолютно анекдотичная. Судьбами мирового спорта и стоящими за ними интересами великих, в том числе ядерных держав пытается – и небезуспешно – "рулить" группа полуотставных спортивных чиновников во главе с Ричардом "Железным Диком" Паундом, неизвестного происхождения "канадский профессор Макларен" и откровенный шизофреник и наркоторговец Родченков, ставший едва ли не главным знаменем этой неистовой борьбы. 

Ребят, это вообще-то не предмет для серьезной дискуссии, а сюжет для авантюрного романа, причем с элементами совсем уже откровенного комикса. И понятно, что – с нами ли, без нас ли - данная конструкция не устоит. 

А это значит, что через какое-то время после Пхенчхана неизбежен серьезный и обстоятельный разговор "о спортивных рынках", которые оставлять в их нынешнем состоянии совершенно точно нельзя. Ну, а на происходящее на нынешних Играх имеет смысл смотреть с весельем и сожалением - просто как на "уходящую натуру". И пытаться находить в этом зрелище хоть какое-то будущее. И хоть какой-нибудь позитив.

И очень и очень для многих российских любителей спорта таким вот "подлинным позитивом" уже по факту стало выступление наших молодых лыжников из "второго эшелона" под руководством несгибаемой Елены Вяльбе. Которую лично я, хоть это и довольно смешно звучит по отношению к великой русской лыжнице, трехкратной олимпийской чемпионке, пятикратной обладательнице Кубка мира и четырнадцатикратной (!) чемпионке мира, считаю главным нашим "открытием" на этой Олимпиаде.

Судите сами.

Когда в 2010 году Елена Валерьевна – против воли, кстати, Олимпийского комитета России, министерства спорта и "международных организаций" - стала президентом Федерации лыжных гонок России, хозяйство ей досталось, мягко говоря, не блестящее. По-русски говоря, - хаос, бардак с прямыми рекомендациями Международной лыжной федерации смены руководства ФЛГР после многочисленных случаев использования допинга в сборной команде России сезона 2008-2009 годов. Сейчас на Олимпиаду поехала обескровленная неправовыми решениями МОК сборная, без выращенных уже "при ней" великого короля лыж Устюгова, Максима Вылегжанина, великолепного спринтера Алексея Петухова, вообще всего первого эшелона, который МОК "забанил", наплевав даже на решение высшей судебной инстанции - Спортивного арбитража в Лозанне. Фактически защищать страну поехали юниоры. И вот эти ребята и девчонки "привозят" медалей едва ли не больше, чем все остальные российские олимпийцы. Это ж какой запас прочности, который может опираться только на массовый спорт, Елене Валерьевне удалось за эти семь с половиной лет создать?

Вывод тут прост: Вяльбе удалось создать именно "систему". С точки зрение спортивного менеджмента это абсолютный "высший пилотаж".

И при этом она ведь еще и умудряется всегда говорить то, что думает, и ни под кого не подстраиваться!

Вот прямо перед Олимпиадой в Пхенчхане в адрес "всемогущего" Томаса Баха, перед которым лебезит весь наш отстраненный ОКР: 

Я тоже открыто выражаю недовольство по отношению к этому человеку. Он не любит моих спортсменов, а я не люблю его. Более того, я его не уважаю. Он даже не принимает собственных решений. Делает все по указке каких-то других людей.

Или в отношении собственного "олимпийского начальства": 

Думаю, если бы Олимпийский комитет России (ОКР) подал иск о несогласии с решением Исполкома МОК, может быть, сейчас все было бы иначе.

Или – о самих Олимпийских играх: 

Это не частная вечеринка. Четыре года назад мне казалось, что МОК – это чисто спортивная организация. Теперь я в этом очень сильно сомневаюсь.

Красиво, не правда ли?

И нет ничего удивительного в том, что сама великая спортсменка и президент ФЛГР Елена Вяльбе до этих Олимпийских игр была не допущена. На трибунах она находится исключительно на правах зрителя, так сказать, проходит по обычному билету. Зато ее "дети" демонстрируют там сейчас то, что называется "системный успех и результат".

Сейчас говорить-то красиво у нас научились многие. А вот с "результатами", и не только в спорте, счет, что называется, "на табло".