Сегодня, 18 декабря, состоялась пресс-конференция на тему "Блогеры и закон. Чем запомнился 2023 год в сфере цифрового контента". На ней эксперты обсудили, важность регулирования блогерской деятельности.
По словам заместителя председателя комитета Государственной Думы РФ по экономической политике Артема Кирьянова, сегодня можно наблюдать, как все больше российских пользователей переходят с иностранных онлайн-площадок на отечественные. Например, аудитория Instagram** (деятельность запрещена в РФ) в России за год сократилась почти на четверть.
В то же время на запрещенных иностранных платформах остается еще большое количество россиян. Также на этих площадках российские блогеры продолжают размещать свой контент. Таким образом, их деятельность остается в тени.
"Все финансовые потоки, которые идут от рекламодателя, не фиксируются. Это проблема серых и черных схем и поддержки площадок, которые обладают четкой антироссийской настроенностью", – заметил Кирьянов.
Поэтому важно, продолжил он, принять определенные решения, по которым будет ужесточен режим рекламы на запрещенных площадках. Уже планируются поправки в Налоговый кодекс, которые будут противодействовать размещению рекламы и блогерской активности на таких платформах.
"То есть вычет расходов на рекламу в интернете из выручки и уменьшение налога на прибыль будет недопустимо. Всё должно проходить прозрачно, четко, через систему маркировки, которая у нас введена. Если не дойдет это до рекламодателей и блогеров, то будут серьезные штрафы и санкции", – подчеркнул Кирьянов.
С 1 сентября 2022 года все российские участники рынка интернет-рекламы обязаны передавать данные в Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР).
"Нужно сказать, что механизм работает. Всё больше субъектов экономической деятельности подключаются к реестру, маркируют рекламу, тем самым сам рынок становится гораздо более прозрачным. Сбор налоговых платежей растет, это тоже немаловажно и является большим достижением регуляторов", – в свою очередь отметил заместитель генерального директора АНО "ИРИ" по правовым вопросам, заместитель председателя Комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики АЮР, член РОЦИТ Борис Едидин.
По его словам, в России создана достаточно лояльная налоговая система.
"Поэтому блогером нужно не так уж много платить из своих доходов, чтобы спать спокойно. На самом деле, большинство крупных блогеров, которые распространяют контент на российских площадках, платят налоги и проблем здесь не возникает", – заметил Едидин.
Необходимо не только наказывать, но и стимулировать блогеров, чтобы они активнее переходили на отечественные онлайн-площадки, сказал Артем Кирьянов.
"С одной стороны, мы должны вводить налоговые проверки для тех контент-мейкеров, которые используют только зарубежные площадки. И эти проверки уже существуют, но должны стать непреложной реальностью. Но для тех, кто развивают свою деятельность на отечественных площадках, надо установить льготное налогообложение. Такая идея стимулирующая должна быть", – пояснил он.
Также важно использовать квоты социальной рекламы в Интернете для продвижения аккаунтов полезных блогеров, считает Кирьянов. Полезные блогеры – те, кто рассказывает про науку, культуру, историю регионов РФ.
Помимо этого, важно создать механизм бесшовного перевода контента и аудитории на отечественные платформы. В этом вопросе Кирьянов поддержал своего коллегу, председателя правления РОЦИТ, зампредседателя комитета Госдумы РФ по информационной политике, информационным технологиям и связи Антона Горелкина.
"У него недавно было обсуждение с блогерами. Он предложил во все сервисы внедрять систему дублирования и переноса контента в один клик с зарубежных платформ на отечественные. Это нормальное рабочее предложение, которое у каждого должно быть в голове. Система такого переноса позволит не потерять уже существующий контент. И будет формироваться аудитория на нормальных площадках", – уточнил Кирьянов.
При этом российские площадки выглядят более привлекательными для блогеров. Распространение рекламы на российских площадках более легальный и правильный путь. Это возможность монетизации своего контента, в отличии от монетизации на зарубежных площадках.
Резюмируя, Кирьянов заявил, что такой переход лидеров мнений на российские платформы простимулирует пользователей активнее отказываться от VPN-сервисов, с помощью которых можно заходить на запрещенные ресурсы.
*Материнская компания Meta* признана экстремистской и запрещена на территории РФ.
- * экстремистские организации, запрещенные на территории России