Общество

Как Европа помогает своим ИТ-разработчикам

Как Европа помогает своим ИТ-разработчикам

Эксперты отметили, что в 2020 году наблюдалось стойкое стремление Евросоюза переломить ход событий в "войне" с американскими и китайскими ИТ-компаниями за свой цифровой рынок. Для этого европейские власти решили ужесточить требования к трансграничной передаче данных, ввели цифровые налоги, законодательно потребовали раскрывать алгоритмы доставки рекламы и приняли много других мер. Противостояние Европы техногигантам не состоит исключительно из ограничений для них. Параллельно с этим европейские государства оказывают масштабную финансовую поддержку своим разработчикам.

Наиболее значимой в этом направлении стала программа поддержки исследований и инноваций "Горизонт 2020", одной из главных целей которой называлось радикальное сокращение бюрократических процедур получения грантов для университетов, научно-исследовательских организаций, малых и средних предприятий, как из европейских, так и неевропейских стран. Программа, рассчитанная на 7 лет (2014–2020), получила рекордный для ЕС инвестиционный бюджет в €80 млрд. При этом €17,9 млрд было выделено на развитие блока "Индустриальное лидерство", куда вместе с освоением космоса входили информационные и коммуникационные технологии. Несмотря на всю серьёзность намерений, Европа не смогла совершить качественный рывок. Для сравнения: в августе 2020 года капитализация американских ИТ-гигантов, получивших дополнительные возможности для роста на фоне пандемии коронавируса, обогнала по биржевой стоимости все европейские компании, вместе взятые.

Помимо общих европейских мер, в странах содружества существуют и собственные меры поддержки ИТ-индустрии. В марте 2020 года о намерении помогать локальным разработчикам заявила Франция. Еще в 2019 году правительство страны, уставшее ждать решения о едином регулировании иностранных техногигантов от Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в одностороннем порядке ввело сбор цифрового налога с таких компаний, как Apple, Google и Facebook.

Для поддержки французских стартапов банк государственных инвестиций Bpifrance выделил $89,4 млн, а частные инвесторы выразили готовность профинансировать их на аналогичную сумму. Кроме того, стартапы смогли привлекать обеспечиваемые государством кредиты в эквиваленте 2-летней зарплаты сотрудникам, находящимся во Франции, или же 25 % от годовой выручки. В сумме на эти цели государство выделило $2,2 млрд, еще $1,6 млрд предполагается инвестировать в возврат налогов, в том числе НДС. Помимо этого, в июне 2020 года был создан специальный фонд в размере $170 млн для защиты французских стартапов от поглощения иностранными компаниями. Министерство финансов Франции полагает, что средства будут идти в местные технологические компании, с которыми вступают в переговоры "нежелательные" иностранные инвесторы.

В начале 2021 года французское правительство может увеличить бюджет фонда до $607 млн.

Не менее амбициозные планы строит и Германия, которая хочет в ближайшие 5 лет стать первой цифровой экономикой в мире. Уже несколько лет правительство ФРГ ведёт программу Industry 4.0, которая предполагает обширные инвестиции в молодые компании: от выделения грантов Минэкономики для инновационных проектов (EXIST-Forschungstransfer и EXIST-Gründerstipendium) и поддержки стартапов при выходе на международный рынок до льготных программ кредитования. Немецкие разработчики без стартового капитала могут получить до €100 тыс. кредита по ставке 2 % годовых от государственного банка KfW. Заявителю необходимо только убедить банковскую комиссию в перспективах своего проекта.

Большое внимание Германия уделяет разработке видеоигр. В этом году в стране начала действовать программа правительственной поддержки немецких разработчиков, они смогут частично возмещать свои затраты на производство. Проекты от €100 тыс. до €2 млн могут рассчитывать на компенсацию до 50 % затрат, проекты дороже €8 млн – до 25 %. Для реализации программы был создан специальный фонд, который во время тестового периода выделил около €200 млн. Сейчас доля видеоигр, разработанных местными компаниями, на внутреннем рынке Германии составляет менее 5 %.

Поддерживает отечественные ИТ-компании и российское правительство. В марте Кабинет министров предложил впоследствии принятые меры поддержки отрасли – налоговый манёвр и "закон о регуляторных песочницах". Они вступят в силу в январе 2021 года.

В новом году налог на прибыль для IT-компаний в России снизится с 20 % до 3 %, а ставка страховых взносов будет уменьшена с 14 % до 7,6 %. Причем налоговая ставка будет снижена до 3 % только в части, подлежащей перечислению в федеральный бюджет, а в части, которая перечисляется в региональные бюджеты, ставка будет нулевой. Общий страховой взнос составит 7,6 %. Это решение правительства сделает российские налоговые ставки одними из самых низких в мире, что позволит России конкурировать с такими привлекательными для ИТ-бизнеса странами, как Индия и Ирландия. Поддержка российских IT-компаний для налогового маневра обойдётся государству в 20 млрд рублей.

Благодаря принятым мерам за счёт значительного уменьшения налоговой нагрузки компании смогут повысить свою конкурентоспособность, в частности нанять высококвалифицированных специалистов и повысить зарплату разработчикам.

"Регуляторные песочницы" устанавливают особый порядок применения ряда нормативных требований, препятствующих развитию инноваций. За счет этого компании, занимающиеся разработкой новых продуктов и услуг, а также представители органов власти смогут тестировать их без риска нарушить действующее законодательство, а впоследствии, если тестирование пройдет успешно, – распространить новое регулирование в масштабах страны.

Кроме того, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций в 2020 году выделило на гранты ИТ-разработчикам 7,1 млрд рублей.