67-летний бывший британский автогонщик Росс Хайетт выиграл в Адмиралтейском суде Великобритании дело против властей ЮАР, требовавших возврата поднятого им со дня океана клада. Об этом пишет The Times.
В 1942 году британский лайнер Tilawa, вышедший из Бомбея с 732 пассажирами и 60 тоннами серебра на борту, был затоплен японской подлодкой на пути в Южную Африку. Корабль получил попадание 2 торпед и затонул в 1500 км от Сейшельских островов.
О кладе времен Второй мировой войны вспомнили только в 2012 году, когда Хайетт создал компанию Argentum Exploration и занялся его поиском. Ему удалось найти затонувший лайнер уже спустя 2 года. В 2017 году начался подъем серебра, стоимость которого оценили в £32 млн (3,1 млрд рублей).
Хайетт не планировал ни с кем делиться и строго засекретил операцию, которая длилась полгода. Когда корабль Argentum Exploration заходил в порт Омана для пополнения запасов, поднятое серебро оставляли в международных водах в спрятанной на дне корзине, а в Великобританию клад доставляли по пути вдоль побережья Африки, чтобы не заходить в Суэцкий канал, где серебро могли изъять египетские власти.
Но о находке Хайетта вскоре узнали. Как выяснилось, кроме него, лайнер Tilawa искала американская компания Odyssey Marine Exploration. В сентябре 2016 года ее представители обратились к южноафриканским властям и предложили отыскать серебро с условием, что 85 % клада получит компания, 15% – ЮАР. Когда стало известно, что серебро уже поднято со дна, власти Южной Африки обратились в суд. В иске они утверждали, что груз предназначался южноафриканскому монетному двору, а потому должен считаться собственностью правительства ЮАР.
16 декабря британский Адмиралтейский суд вынес решение, что перевозимое лайнером Tilawa серебро предназначалось для коммерческих, а не государственных целей, и оставил претензии ЮАР без удовлетворения. "Серебро, вероятнее всего, оставалось забытым до 2016 года, когда Odyssey проинформировал Южно-Африканскую Республику о его существовании", – отметил судья Найджел Тир. Издание уточняет, что Хайетт, несмотря на вердикт, ведет переговоры с властями ЮАР.