17 октября днем 18-летний учащийся политехнического колледжа в Керчи расстрелял студентов и преподавателей, привел в действие взрывное устройство и покончил с собой. Погиб, по последним данным, 21 человек, около 50 пострадали. До сих пор мотивы стрелка неизвестны. Влада Рослякова называют замкнутым, но в целом обычным, ничем не выделяющимся парнем. Он увлекался играми, жил с матерью, и, как стало известно, давно готовился к бойне. После трагедии в Керчи многие политики и общественные деятели выступили с предложениями, как предотвратить подобное в будущем. Виновными были признаны соцсети, блокбастеры, интернет в целом и компьютерные игры. Ruposters изучил, что, по мнению экспертов, остановит шутинги и агрессию.
"Маленьким" не давать
Многие депутаты и эксперты выступили за запрет владения оружием с 18 лет. Планку предлагается повысить как минимум до 21 года. С подобными предложениями выступили депутат Евгений Марченко, детский омбудсмен республики Крым Ирина Клюева и лидер ЛДПР Владимир Жириновский, член комитета СФ по обороне Ольга Ковитиди.
Жириновский отметил, что у такой инициативы есть ряд подводных камней: если владеть оружием будет нельзя, то придется поднимать возраст призыва в армию, да и закон не будет преградой:
Но видите, как получается? Если мы поднимем возраст призыва в армию, получения оружия, а до этого что он будет делать? Он все равно купит. Как бутылку водки — он все равно купит, как наркотик, он найдет.
Запретить "стрелялки" и соцсети
Второе по популярности предложение - ограничить доступ подростков к компьютерным играм. Депутат Евгений Марченко пошел дальше всех:
Надо закрывать сайты в интернете, связанные с компьютерными играми. Нужно запрещать их и закрывать, чтобы молодежь не ломала себе психику. Роскомнадзор уже запретил "группы смерти" и группы руферов. Точно так же нужно поступать и с играми.
Председатель Госсовета Крыма Владимир Константинов увидел "зло" в интернете и блокбастерах:
Это новое зло пришло вместе с интернетом, блокбастерами, где в течение одного сеанса людей убивают десятками. Все это формирует у зрителей чувство вседозволенности, которое и может приводить к таким страшным последствиям. У нас на пике популярности не представители рабочих профессий, а герои таких фильмов. Это недостатки и упущения в моральном и нравственном воспитании.
Большой резонанс вызвали слова эксперта "Вестей ФМ" Филлипа Гросс-Днепрова. Во время разговора о трагедии он назвал причиной агрессии несуществующую игру Дока-2, в которой можно "10 минут копаться в кишках".
Когда Гросс-Днепрову указали на ошибку, он не отказался от своих слов, а начал оскорблять читателей, предложив сажать "завлекающих в свои игры школьников" в спецтюрьмы и изобрести для них киберполицию.
Кому за кем следить
Некоторые эксперты высказались за усиление контроля над учениками и их воспитанием. Например, член ассоциации группы антитеррора "Альфа" Андрей Попов считает, что в школах нужно учредить институт политруков "как в армии", которые бы следили за душевным состоянием учеников и сообщали об их наклонностях в правоохранительные органы:
Предметное обсуждение начинается на 10 минуте
Замглавы Федеральной службы безопасности Сергей Смирнов заявил о необходимости полного контроля спецслужб над киберпространством:
Для нас, профессионалов, давно очевидно, что киберпространство должно находиться под контролем компетентных органов. Без этого гарантировать должное обеспечение информационной безопасности и успешно противостоять современным террористическим угрозам невозможно.
18-летний убийца Росляков только весной стал совершеннолетним и уже через четыре месяца смог получить разрешение на ношение оружия. Если бы он законно проходил все процедуры (медобследование, получение различных разрешений), это заняло бы у него до полугода.
Поэтому депутат Госдумы Александр Хинштейн (бывший советник главы Росгвардии) предложил раскрыть врачебную тайну и дать Росгвардии право верифицировать медицинские справки, которые человеку необходимы для получения разрешения на ношение оружия:
Необходимо дать возможность подразделениям лицензионно-разрешительной работы Росгвардии проверять подлинность справок об отсутствии медицинских противопоказаний для людей, желающих получить оружие. Эта инициатива была заблокирована Минздравом, они заявляли, что это нарушает врачебную тайну. На это есть простой ответ - для получения соответствующего разрешения гражданин должен дать свое согласие на проверку, если он не хочет этого, то просто не получает оружие.
Самооборона и знания
С довольно необычным заявлением выступил шеф-редактор портала "Православие и мир" Артем Левченко. В Facebook* он предложил защищаться от стрелков только оружием. По его мнению, ничто другое не поможет. В пример он привел США, где "дедушка с карабином" не дал психу убить еще большее количество людей:
От оружия спасет только оружие. Ни полиция, ни законы, ни советы психологов и специалистов по безопасности. Только оружие, которое нужно разрешить иметь всем вменяемым законопослушным людям.
По данным телеграм-канала "Мышь в овощном", у Левченко был и другой, более жесткий пост, в котором предлагалось повышать знания населения об оружии. Если бы жертвы трагедии знали, что ружье, которым пользовался Росляков, слишком долго перезаряжать, они бы смогли "вырубить подонка стулом":
Уровень базовых знаний об оружии у населения крайне низок. Просто ниже плинтуса. Между тем именно знание матчасти очень важно в противодействии терроризму. Человек, знающий, сколько патронов в магазине "Хатсана" и сколько времени уходит на его перезарядку, мог бы улучить момент и вырубить подонка стулом. Теоретически, конечно (сейчас такого поста нет).
Пресс-секретарь Либертарианской партии Соня Блейд также заявила, что керченские ученики могли бы спастись, если бы тоже имели при себе оружие. Она считает, что убийца десять раз подумал бы, прежде чем устраивать бойню:
Даже немного не так. Поскольку место действия - шарага, там полно совершеннолетних лбов, которые владеть-то пушкой вполне могут. Проблема в запрете свободного ношения оружия насильник всегда найдет, чем грохнуть жертву, а вот защититься жертве в очередной раз окажется нечем — SONYA BLADE (@Cannibalica) 17 октября 2018 г.
- * иностранный агент, экстремистская организация, запрещенная на территории РФ