Министерство обороны России на брифинге представило новые данные об уничтожении пассажирского Boeing 777 на Донбассе в 2014 году. Военные рассказали, что MH17 сбили ракетой тернопольской зенитной бригады. Кроме того, журналистам дали послушать переговоры украинских военных в 2016 году в Одесской области. Международная следственная группа пообещала изучить предоставленную информацию. Максим Равреба разбирает, что было убедительно, а что не очень в новых доказательствах по делу о сбитом "Боинге".
Факты, представленные Министерством обороны России, которые доказывают причастность Украины к катастрофе, будут приняты совместной следственной группой (ССГ) и изучены. Это первый серьезный комментарий по результатам вчерашней пресс-конференции.
Поскольку целью брифинга Минобороны было именно это, можно сказать, что цель достигнута. Представители Украины допущены к материалам следствия, а российские эксперты - нет. Значит, архивная работа российскими военными проделана не зря. Остальное несущественно.
К примеру, не существенна предвзятая, оценочная и глумливая реакция министра обороны Великобритании Гэвина Уильямсона, назвавшего представленные факты "новым экземпляром дезинформации". Примечательно, что г-н Уильямсон прокомментировал брифинг Минобороны, находясь в Киеве, в компании министра обороны Украины Степана Полторака. И это скорее всего не совпадение.
Кратко напомню, о чем же сказали военные.
1. По найденным на месте трагедии обломкам удалось установить бортовой номер ракеты. Минобороны решило рассекретить данные о ее передвижении. Она была произведена на Долгопрудненском научно-производственном предприятии в 1986 году и отправлена в зенитно-ракетную бригаду в Тернопольской области. Эта бригада сегодня называется 223-й зенитно-ракетный полк, который дислоцируется в городе Стрый Львовской области. Эта ВЧ привлекалась к так называемой АТО.
2. Использованные в качестве доказательства причастности вооруженных сил России к установке "Бук" видеодоказательства (из социальных сетей) подделаны и являются намеренной дезинформацией и фальсификацией. Самый простой пример: фальсификаторы не знали устройство и особенности установки "Бук", поэтому на одной из видеозаписей он движется задним ходом без регулировщика, хотя так в реальности быть не может.
3. Полковник ВСУ Руслан Гринчак в 2016 году в ходе работы по проведению военных учений объясняет неизвестному собеседнику по телефону, что при определенных условиях возможен "еще один малайзийский "Боинг".
По поводу материалов, подтверждающих происхождение сбившей "Боинг" ракеты и ее дальнейшее следование на Украину, можно сказать, что здесь не хватает документов, которыми в настоящее время владеет Украина. Потому что без них проследить ее дальнейшее движение невозможно.
Я не знаю, каким был документооборот в войсках ПВО СССР и какова была отчетность. Если части докладывали о перемещениях боеприпасов в штабы округов, а те отчитывались перед командованием ПВО в Москве, допускаю, что найти подобные документы в архивах можно. Но маловероятно. Даже если такие отчеты и были, то явно не под грифом "хранить вечно". Такое же правило наверняка существовало и в войсках ПВО независимой Украины. Тем более, что в 90-е страна активно распродавала советское оружие куда угодно, так что отчеты были не в почете.
Важно упомянуть, что для ВС СССР не существовало Союзных республик как субъектов. Поскольку армия в Союзе была единой и подчинялась только союзному центру, Москве. А значит, ракета "Бук" в 1986 году была доставлена не на Украину, даже не в УССР. А в Прикарпатский военный округ, который после 1986 существовал еще пять лет. За это время ракету могли возить куда угодно. С учетом специфики 90-х годов - даже после распада СССР, поскольку какое-то время в СНГ существовала единая ПВО, подчинявшаяся Москве.
Самое слабое место - анализ видео из социальных сетей, где якобы "Бук" возят по Донецкой области Украины. В разборе все логично и правильно, но без первоначальной съемки, оригинала видео, на котором еще нет следов монтажа, повода для разговора нет.
Запись прослушки телефонного разговора также выглядит неубедительно. Поскольку украинский офицер ПВО не говорит о том, что украинцы сбили "Боинг". Он просто сравнивает нечто, что он критикует в разговоре с коллегой, со всем известной историей от 2014 года, ставшей нарицательной. Если бы не она, то военный отсылал бы к другим ярким историям, которые натворили украинские ПВО. Например, речь могла бы идти о российском, пассажирском Ту-154 "Сибирских авиалиний", который сбили в 2001 году над Черным морем во время учений украинские зенитчики.
Теперь – об убедительных аргументах Минобороны России. Самый сильный из них – подлинные документы о происхождении ракеты и ее доставке в Прикарпатский военный округ СССР. Именно его, по моему мнению, в первую очередь изучит ССГ и "подошьет" к делу. Украине не отмахнуться ярлыками о "дезинформации" и "пропаганде". Не поможет ей министр обороны Великобритании, даже США. Киеву придется либо нырять в свои архивы, либо игнорировать факты России. В первом случае – дело абсолютно безнадежное в связи с физическим состоянием украинских военных архивов. Второе также невозможно, поскольку следственной группе слов о "пропаганде" будет явно недостаточно.
Россия проделала огромную архивную работу длиной в три месяца, чтобы найти три пожелтевших советских журнала отчетностей. Найти такие документы 30-летней давности, еще и заводские, а не военные, очень сложно. Еще сложнее документально подтвердить лишь одну фразу, сказанную начальником Главного ракетно-артиллерийского управления Минобороны РФ генерал-лейтенантом Николаем Паршиным:
Эта ракета не передавалась в другие воинские части вооруженных сил СССР и не возвращалась вооруженными силами Украины.
Чтобы уверенно утверждать это, нужно точно знать и иметь документы, которые говорят о том, что после приемки в в/ч 20152 никаких перемещений ракеты вплоть до распада СССР не было. Для этого надо было изучить документы Минобороны СССР за пять лет. Но эти пять лет, напоминаю, - временной промежуток 30-летней давности. Кстати, перемещения ракеты в период до распада СССР – самая легкая часть задания.
Потому что после распада еще два года ПВО бывших республик Союза была единой. Существовали Объединенные вооруженные силы СНГ. И они также имеют свои архивы, в которых, учитывая специфику 90-х, искать куда сложнее. В силу того, что и стало причиной ликвидации ОВС СНГ указом президента РФ Ельцина в декабре 1993 года. В то время республики бывшего СССР лихорадочно формировали собственные вооруженные силы, бывшие советские офицеры и генералы спешили занять в них ключевые места, так что им не было дела не только до архивов, но и до перемещения оружия и боеприпасов. Которыми республики и их новоиспеченные министры обороны стали усиленно торговать.
Но и это не самое сложное. После ликвидации ОВС СНГ ПВО содружества продолжала быть единой. Существовала и Объединенная система ПВО государств-участников СНГ. В 1995 она была оформлена юридически, но Украина это не ратифицировала, а лишь заключила с Россией двустороннее соглашение, которое перестала соблюдать в 2005, после прихода к власти Ющенко. В 2015 году же этот договор утратил силу за сроком давности и непродлением его Киевом. Тем не менее с 1991 по 2015 заводы-изготовители обслуживали технику, находящуюся в бывших республиках СССР, кроме Прибалтики. В частности, срок службы украинского "Бука" в воинской части в Стрые по идее устанавливали на московском предприятии. Но Украине опять-таки нужно лезть в свои архивы.
Бесспорно, что Украина при Ющенко поставляла в Грузию системы ПВО. Например, радарный комплекс "Кольчуга". Считается, что в 2008 году грузинские ПВО сбили российский бомбардировщик Ту-22М3 купленной у Украины ракетой, запущенной с "Бука". Все это я напомнил для того, чтобы вы понимали, почему так долго российские специалисты искали три невзрачных, пожелтевших заводских журнала. Для этого пришлось перелопатить документы за 30 лет.
И последнее. Похоже, что США и Великобритания заинтересованы в том, чтобы сделать виноватыми именно российскую сторону, полностью снимая обвинения с Украины. Поэтому кратко напомню факты на момент катастрофы рейса МН-17.
К этому дню ВВС Украины потеряли 13 летательных аппаратов. 29 мая 2014 из ПЗРК был сбит вертолет Ми-8. Погиб украинский генерал Кульчицкий. 5 июня сбит наблюдательный Ан-30Б. 14 июля был сбит десантный Ан-26. 14 июля из ПЗРК сбит транспортный Ил-76МД. Погибло 49 украинских военных. 16 июля (за день до "Боинга") - один Су-25 сбит и еще один обстрелян из ПЗРК.
Это напоминает о том, что Украина широко применяла в начальной фазе войны свои ВВС. А повстанцы широко применяли средства мобильных ПВО. "Буков" же у них не было даже украинских, что Киев официально признал. Несмотря на это верховный главнокомандующий ВС Украины Порошенко намеренно не объявил состояние войны и не закрыл небо над Донбассом. Рейс МН-17 был умышленно направлен туда, где шла война. Украина умышленно скрыла факт военных действий на своей территории, чем ввела в заблуждение ИКАО и подвергла смертельному риску пассажирские рейсы.
В день катастрофы МН-17 в небе над зоной боевых действий следовало еще четыре гражданских рейса. Кроме того, мало кто помнит, что после катастрофы Украина отрицала наличие "Бука" на вооружении своих ПВО. Это ничуть не мешало демонстрировать "Бук" на ежегодных парадах 24 августа. На следующий день после крушения "Боинга" украинские ВВС нанесли удар по гражданскому населению Луганска.
Расследование гибели рейса МН-17 идет уже пятый год и конца ему не видно. В то же время до сих пор ни в одном случае, когда гражданский самолет был сбит системами ПВО, тем более полетев над зоной боевых действий, никто не понес никакой ответственности. Все такие происшествия были признаны несчастными случаями. МН-17 – единственный, который пытаются выдать за преступление. США и Великобритания, которые не имеют отношения к случившемуся, почему-то уже назначили виновного. Уверен: если будет признана хотя бы часть ответственности Украины, Вашингтон и Лондон назовут это несчастным случаем.