Сентябрь подходит к концу и перед Украиной, равно как и перед Европой встаёт извечный, в холодное время года, - вопрос: “Переживём или нет?”
Опасений, по поводу зимы у стран, западнее России - всё больше. “Газпром”, похоже, решил не идти на уступки ни Европе, ни Украине.
“Россия не согласна на дополнительные поставки газа Европе” - заявил Владимир Путин на вчерашнем совещании с главой «Газпрома» Алексеем Миллером. Об этом сообщает “Коммерсант”.
“Не такой уж секрет, для чего Европе могли неожиданно понадобиться дополнительные поставки: некоторые европейские страны уже начали реверс российского газа для Украины” - отметил Миллер.
По словам главы "Газпрома" текущие, законтрактованные объёмы газа стабильно поступают в ЕС. Всё - ровно так, как и прописано в ранее заключённых контрактах с европейскими потребителями.
Путин подчеркнул, что: “Новые запросы стран ЕС об увеличении поставок российского газа могут быть удовлетворены не ранее, чем будут заполнены в полном объёме, российские подземные хранилища. “
Вместе с тем, российский газовый монополист уже подготавливает альтернативный европейскому рынок сбыта природного газа - в Китай. По “западному маршруту” планируется поставлять около 100 млрд куб.м. газа ежегодно.
В результате страны ЕС, ранее начавшие осуществлять реэкспорт российского газа на Украину - были вынуждены его прекратить. Это уже сделали Польша и Венгрия. Причём, для последней “Газпром” вдобавок увеличил цену на газ и для собственного потребления.
На Украине складывается угрожающая ситуаций. В подземных хранилищах накоплено лишь немногим более 15 млрд куб.м. газа, чего совершенно не хватит, чтобы нормально перезимовать даже в условиях введённого режима жёсткой экономии.
Приближение холодов и туманные песпективы газоснабжения уже подстегнули рост цен на дрова внутри Украины. Так, например, - за последний месяц они подорожали на 20 %, а с начала года и вовсе почти в 2–2,6 раза — со 150 до 250- 400 грн за кубометр. К тому же, совершенно неясно, как отапливать панельные многоэтажки крупных украинских городов в условиях тотального газового дефицита.