19 мая в прокат после ряда переносов выходит “Форсаж-9” — продолжение, а заодно и предпоследняя, по имеющимся слухам, часть легендарной франшизы. В главных ролях — любимчики серии: Вин Дизель, Мишель Родригес, Шарлиз Терон, Тайриз Гибсон, а также новые лица, например Джон Сина и Хелен Миррен. Иван Афанасьев посмотрел очередную серию гоночного блокбастера и рассказывает, куда катится знаменитая серия (спойлер: очень далеко).
Мне кажется, “Форсаж” — это такая динамическая модель развития американской киноиндустрии. Первый фильм — эффектный и дерзкий боевик про втёршегося в доверие к лидеру банды уличных стритрейсеров Доминику Торетто полицейского Брайана (почивший ныне Пол Уокер), ставший хитом проката, — ещё не успел улететь в запредельные дали и был в меру нереалистичным, в меру приземлённым блокбастером с красивыми тачками, сексуальными женщинами, брутальными мужиками и музыкой по последней уличной моде. Попытки закрепить успех не удались — сиквел и триквел газанули в прокате чуть хуже, “Тройной форсаж” и вовсе оказался самой неприбыльной частью в истории, несмотря на моментально ставший культовым саундтрек. Где-то с четвёртого фильма с серией произошла забавная метаморфоза: от фильмов про копов и уличных гонщиков она постепенно начала трансформироваться в какое-то супергеройское полотно. Апофеозом стала самая успешная на данный момент “семёрка” с запредельным набором звёзд (от традиционного Дизеля до Джейсона Стэтхема), в которой сценаристы плюнули на реалистичность и законы физики и превратили “Форсаж” в гоночных “Трансформеров”. Восьмая часть формулу “Марвел на колёсах” (а то и на крыльях) закрепила. Что же с “девяткой”? Она добавила в неё ядерный двигатель.
Вкратце завязка такая: Доминик Торетто живёт с Летти Ортиз и сыном вдалеке от сует, чинит тракторы и возится в гараже. Но покой ему только снится — в гости приезжают давние подельники Роман и Тедж и сообщают, что злой, вредный, нехороший злодей задумал стырить какую-то сумасшедшую штуковину из двух частей, чтобы контролировать всю электронику на Земле. Антагонист — не кто иной, как Сайфер, зловещая кибертеррористка из восьмой части, мечтающая отомстить Доминику и ко за свой предыдущий провал. А помогает ей в этом профессиональный наёмник (и, конечно, ас гоночных автомобилей) Джейкоб, который вдобавок оказывается… младшим братом Торетто, с которым его связывает неприятная история в прошлом. В общем, руль в руки, pedal to the metal, сабвуфер на полную мощность — и вперёд, нести автомобильную справедливость и спасать мир под песни Уиз Кхалифы и Канье Уэста.
Тут, на самом деле, можно было бы и закончить, потому что всё, что вы знаете про “Форсаж”, всё, чего вы ждёте от очередной части гоночной франшизы, — всё создателями учтено, внесено в список потенциально отличных идей и приумножено. Когда-то в разговоре с коллегой я отпустил шутку, что “Форсаж” настолько далеко ушёл от первоначальной задумки и реальности вообще, что меня можно удивить теперь разве что стритрейсингом в космосе. В общем, как же я смеялся, когда оказалось, что шутка оказалась суровой правдой жизни… Девятая часть “Быстрого и яростного” окончательно предлагает press f to pay respect законам физики, от которых тут не осталось и следа. Вас удивляли “бомбардировка” гоночными машинами и сражения с подводной лодкой во льдах Арктики в предыдущих фильмах? Что ж, авторы прикинули и решили, что это всё как-то несерьёзно, — в новом “Форсаже” машины летают без крыльев, несутся на всех парах через поля, усеянные противотанковыми минами, обгоняют самолёты и разве что не плавают под водой (если это вдруг сейчас читают американские продюсеры — за любые совпадения требую роялти!).
Это всё настолько, простите, тупо и временами гомерически смешно, что как-то даже неловко поставить рядом такие “мелочи”, как воскрешение из мёртвых некоторых героев старых частей. В “Криминальном чтиве” Тарантино посредством монтажа заставлял своих персонажей реинкарнировать. В девятом “Форсаже” автомобили — кровь и плоть окружающего их мира, центр вселенной, которая играет по законам режиссёра Джастина Лина, местного кинобога. Шутки кончаются, когда герои, как уже говорилось, буквально улетают на машинах в космос — как и при каких обстоятельствах, увидите сами, но, скажем так, к тому моменту любые внятные слова для того, чтобы описать свои впечатления, сокращаются до междометий из лексикона Эллочки-людоедки. Кажется, вот-вот один из автомобилей трансформируется в Бамблби или ещё кого из “Трансформеров”, а из-за Луны щегольнёт злодейской улыбкой десептикон. В этот момент понимаешь, в чём на самом деле величие серии: когда кажется, что дальше и круче просто некуда, что предел феерического идиотизма достигнут, она заново пересобирает себя и заставляет зрителя брякнуть челюсть об пол.
При этом, если покопаться, можно увидеть разнообразную “актуалочку”: тут и возросшее влияние женских персонажей (впрочем, тут “Форсаж” отличился ещё в восьмом фильме, девятый просто это развил), и слегка высосанный из пальца семейный конфликт в основе. Но в целом “девятка” лишь закрепляет консерватизм серии. Зато во флешбэках из истории взаимоотношений Доминика Торетто, его злого братца и их крутого отца можно увидеть отличный задел на спин-офф (“Хоббс и Шоу” с героями Дуэйна Джонсона и Джейсона Стэтхема показал перспективность этой затеи). Да и вообще, создатели пуганули тем, что десятый “Форсаж” почти наверняка станет последним, хоть и разделится, по последней моде, на две “серии”. Самое время для разнообразных экспериментов. Ответвление про предков Торетто? Да запросто: запрос на 1980-е сейчас силён, такая идея может оказаться более чем реальной. Совсем безумный уход в дремучие 1930-е, золотой век автомобилей? Уже вижу прапрапрадедушку Доминика за рулём “Бьюика”, насаждающего справедливость в городе, охваченном преступной сциллой Аль Капоне или Джона Диллинджера. Женский “Форсаж”? И только скажите, что вы не обожаете героинь Мишель Родригес и Джорданы Брюстер! Перезапуск? Хоть до камней бесконечности.
Короче говоря, наравне со “Звёздными войнами” и кинокомиксами создатели “Форсажа” смогли создать идеальную формулу развлекательного кино и эксплуатируют её всем на радость. Но тут есть один важный момент: в отличие от коллег, они не стремятся от неё отступать и экспериментировать с форматами. И, пожалуй, в краткосрочной перспективе это даже хорошо — кинотеатрам сейчас особенно нужен какой-то надёжный, проверенный временем релиз, наверняка способный заманить зрителей в залы. А вот с долгосрочной всё чуть сложнее: девятая часть покажет, насколько зрители готовы расставаться со своими денежками, чтобы получить, по сути, очередной “Форсаж”, похожий на все предыдущие. И есть мнение, что решение закруглиться на круглой “десятке” будет очень даже верным. Чтобы эффектная серия не превратилась в пародию на саму себя — задатки для этого у неё имеются. Но пока — идите в кинотеатры с высоко поднятым забралом и ничего не бойтесь. Забудьте про торренты: “Форсаж” — то кино, которое не потерпит малого экрана. А на большом подарит вам радость, счастье и драйв.