Статьи

Голодная страна, заброшенный ГУЛАГ и богачи с лимонами: что не так с представлениями о России в мире

Голодная страна, заброшенный ГУЛАГ и богачи с лимонами: что не так с представлениями о России в мире

Американский Forbes назвал лимоны признаком богатого россиянина. Журналистка Лиззи Сакс в своей статье "Хотите найти богача в России? Ищите лимоны" серьезно провела параллель между цитрусовыми и финансовым положением. Она поговорила с представителем компании, которая занимается выращиванием лимонов, и он подсказал, что "богатые русские" используют цитрусовые, чтобы продемонстрировать высокий уровень жизни. Никто бы не обратил внимание на эту публикацию, если бы не репутация издания. Мало кто ожидал, что такого рода статья может появиться в Forbes. Она дала повод лишний раз поговорить о том, насколько глубоки и реалистичны представления о России в мире. Дмитрий Лекух объясняет, что случилось с серьезными "россиеведами". 

На этот раз "копоти" дал не кто-нибудь, а сам американский журнал Forbes. Как ни крути, одно из наиболее авторитетных и известных экономических печатных изданий в мире. Даже люди, не сильно интересующиеся экономикой и тем более экономической печатью, уж о списке Forbes хоть что-нибудь да слышали. 

За нашей экономикой Forbes, официальный слоган которого звучит как "The Capitalist Tool", что переводится на русский язык как "Инструмент капиталиста", тоже следит, даже есть собственная русская редакция и местное издание на русском языке. И вот вдруг такой феерический "ляп", сделанный с самым серьезным лицом, который мгновенно становится мемом в русскоязычном интернете, да и не в русскоязычном воспринимается как анекдот.

Обозреватель уважаемого издания имела в виду отнюдь не сленговые "миллионы/лимоны", а вполне банальные цитрусовые. Чем и ввергла в шок и трепет десятки тысяч дорогих россиян, которые еще прислушиваются к мнению западных СМИ. И которые, как выясняется, что-то о себе вот такого важного и не знают. 

Если обратиться к самому тексту, то Лиззи даже и не собиралась говорить о России: она всего лишь тихо и мирно общалась с представителем калифорнийской компании Limoneira, занимающейся выращиванием цитрусовых, Гарольдом Эдвардсом. Который и заявил, что: "русские потребляют гораздо больше лимонов на душу населения, чем во многих других странах мира". А потом пофантазировал почему: типа "богатым русским очень нравится включать лимоны в число элементов своего образа жизни", поскольку лимоны считаются "престижным продуктом". Ну, а дальше Остапа (тьфу, Гарольда) немного понесло и он начал "развивать свою мысль". Эдвардс умудрился безапелляционно брякнуть, что все это происходит оттого, что импортные лимоны в России стоят дорого: "Для их выращивания там слишком холодно, приходится покупать их далеко — очень далеко. Поэтому этот кислый желтый цитрусовый дорого стоит".

Никого не волнует, что лимоны нормально растут и на Черноморском побережье самой России. Как и то, что Абхазия, Грузия, Азербайджан и Узбекистан находятся от этих самых русских прилавков не так чтобы уж и далеко.

И здесь дело даже не в том, что девушка вынесла эту праздничную чушь в заголовок статьи элитного делового журнала Forbes по принципу "про русских все всегда хорошо продается". И не в том, что редактор этот праздник пропустил. Тут интересно другое: как эти люди, являющиеся безусловной элитой как глобальной медийной империи Forbes, так и американского политического класса (говорю, как журналист, с сожалением: у них наша общая профессия значительно более весома, авторитетна и значима и доходна, чем в России) представляют себе нашу страну.

Представляют они себе ее просто удивительно хреново. В общем, ничего особо замечательного тут нет: никто в актуальной политике не интересуется покойниками, а нас уже просто там довольно давно похоронили. И на какой-то момент времени казалось, кстати, что правильно сделали.

Ну, а как еще относиться к людям, которые без выстрела и без рубля компенсации отдали всю Восточную Европу. Позволили — Бог с ней, с Прибалтикой — разделить свою гигантскую великую страну на всевозможные "украины" и устроить на своей коронной территории перестрелку с благородными, с точки зрения запада, "индейцами", живущими в Кавказских горах и так красиво взрывающими далекие русские города.

А то, что не попадает в шаблон, либо попросту игнорируется, либо начинает играть настолько дивными красками, что не передать. Наверное, все помнят, как перед чемпионатом мира по футболу британская пресса выдавала театрализованные "потешные" бои "стенка на стенку" на Масленицу за "тренировки" страшных русских футбольных хулиганов, делающих все это исключительно для того, чтоб избивать приезжающих на ЧМ-2018 мирных англичан. Там, кстати, было вообще много забавного, но чемпионат, блистательно и без эксцессов проведенный, закончился, а какие-то сугубо средневековые представления о нашей стране у западной прессы остались. 

Вот в качестве примера материал австралийского обозревателя ABC Роберта Бертона-Бредли, с вполне характерным названием "Медведи, водка и Гарри Поттер: поиски заброшенных сталинских ГУЛАГов в Сибири". Пересказывать этот чудесатый текст, построенный на интервью с польским "непрофессиональным исследователем сталинских лагерей" Штепаном Черноушеком про то, как они ищут в Сибири "заброшенные лагеря ГУЛАГа", где погибли "десятки миллионов (хорошо, что не сотни) человек", я не буду. Достаточно констатации: "В России нет ни одного музея, созданного на базе бывшего ГУЛАГа. Мы решили поехать туда, запечатлеть то, что от них осталось, и выложить свои находки в интернет, чтобы люди смогли увидеть правду". И тут не так важно, что есть огромный мемориал жертвам политических репрессий даже в Москве, про Екатеринбург и Пермь вообще никому в Австралии не интересно. Как любят иногда повторять, "не помню — значит не было". Вот под этим лозунгом и живут.

И даже если сказать плохого вообще нечего, как, к примеру, побывавшей в Москве обозревателю The Times Дженис Тернер (даму пригласили в Москву в качестве гостя Большого театра), то можно просто по возмущаться "яркими витринами" в "голодной стране". Сказать, что Москва "утратила душу", и поностальгировать по временам, когда в 80-е "мы брали с собой мыло и жвачку, чтобы обменивать у подъездов на эмалированные значки с Лениным". Да, эти времена уже безнадежно ушли, Москва больше не "трудный потрепанный город", но именно это как раз и вызывает не столько удивление, сколько когнитивный диссонанс и даже некоторое возмущение.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что прагматичные американцы свернули многочисленные, в том числе и учебные, и исследовательские программы изучения российской действительности. Удивительно тут другое: во многом благодаря этой своей хваленой "прагматичности" эти ребята благополучно и проглядели, как некоторое время пробывшая в статусе "третьестепенной державы" Россия незаметно очнулась, огляделась по сторонам и начала приводить себя хотя бы в относительный порядок. 

Самое смешное, что к русским в глобальных элитах уже к этому времени стали относиться настолько несерьезно, что нам сначала просто не поверили. Как это так: еще совсем недавно Кондолиза Райс со смехом интересовалась, а способны ли ржавые русские лоханки вообще добраться до американского континента. А теперь каждый дружественный шейх на стратегически важном для США Ближнем Востоке, к примеру, прекрасно осознает, что в его персональную форточку вполне способен залететь сверхточный российский "Калибр". И теперь, даже несмотря на то, что наша страна воспринимается реальными политиками уже весьма серьезно, в том числе как противник, в головах управляющих едва ли не главным оружием современного запада, "медийных элит" все равно остается понимание России как чего-то далекого, варварского, экзотичного и оттого не сильно серьезного. И это во многом и есть результат того, что на Западе была уничтожена былая, весьма, кстати, грамотная по прежним временам школа "советологии" и русистики, старые спецы в которой умерли, постарели и частично выжили из ума. А новых неоткуда взять. Как непросто решать подобную кадровую проблему, могут рассказать люди, потом и кровью восстанавливающие сейчас русскую инженерную школу, чуть было не уничтоженную в 90-е. Хорошо хоть какое-то ее ядро благодаря ВПК, "Росатому", Курчатовскому институту, "бауманке", "физтеху" и некоторым другим технологическим "островкам знания" удалось сохранить.

Так вот: у них сейчас точно такая же беда в области гуманитарного знания о России. Которого сейчас на "условном западе" просто нет как школы, и на это сетуют сами серьезные западные политологи вне зависимости от своего — хорошего или плохого — отношения к России. И пустоты, этим гуманитарным знанием ранее занимаемые, заполняют сейчас вот эти вот праздничные представления о нашей стране как о царстве условных "диких медведей с балалайками". Которые живут с суровыми русскими Матрешками, и в свободное время постреливают по правозащитникам из устаревшего автомата Калашникова.