Дональд Трамп продолжает стремиться установить контроль США над Гренландией и готов использовать для этого экономическое давление. На мероприятии в Белом доме американский президент заявил, что может ввести пошлины против стран, выступающих против его планов.
Белый дом, как объяснял госсекретарь Марко Рубио, стремится к дипломатическому решению вопроса, а именно к приобретению острова за деньги, но при этом не исключает и вариант с проведением военной операции.
"Гренландия нужна нам для национальной безопасности", – объяснил Трамп свою позицию. Если сделка состоится, это станет крупнейшим территориальным приобретением США с момента покупки Аляски у России в 1867 году.
Что изменится для США
Присоединение Гренландии радикально изменит геополитическую карту. Крупнейший остров планеты площадью 2,16 млн квадратных километров позволит США стать второй страной мира по территории после России, обогнав Канаду. Остров обладает колоссальными запасами редкоземельных металлов, нефти и газа. Стратегическое положение в Арктике даёт контроль над новыми торговыми путями, которые становятся доступными из-за таяния льдов.
12 января Трамп заявил, что США должны получить контроль над Гренландией, чтобы это не сделали Россия или Китай. Он будет добиваться своего мирным путём, подчеркивая, что так или иначе Америка получит остров. Дания и власти Гренландии выступают категорически против.
Репутационный проект
Политолог-американист Малек Дудаков считает, что для администрации Трампа тема присоединения Гренландии носит в первую очередь репутационный характер. Президент хочет показать электорату возвращение былого величия и территориальное расширение впервые более чем за сто лет, приурочив событие к 250-летию независимости США, которое будет отмечаться в 2026 году.
"Трамп еще во время своей инаугурационной речи обещал вернуть золотой век Америки. И присоединением Гренландии он как бы указывает на то, что это все у него получается", – отметил эксперт.
По мнению Дудакова, Трамп таким образом пытается войти в историю как один из самых великих американских президентов на уровне Франклина Рузвельта и Авраама Линкольна. При этом внутри страны инициатива президента не находит особой поддержки: опросы показывают, что менее 20% американцев поддерживают покупку Гренландии за счёт бюджетных средств, а менее 5% выступают за аннексию острова. Отдельный вопрос – сможет ли Трамп продать это электорату как свою большую победу.
Параллельно Трамп выдвинул идею присоединения Канады и пригрозил северному соседу 25-процентными пошлинами. В ответ Оттава ввела ответные пошлины на американские товары на сумму $106,5 млрд.
Стратегия ожидания
Европейцы выбрали стратегию выжидания, отметил Дудаков. Они пытаются перетерпеть давление Трампа и дождаться выборов в Конгресс в ноябре 2026 года. Если победят демократы, у Трампа откроется внутриполитический фронт борьбы с Демпартией, и ему будет не до Гренландии.
Сам президент США не собирается тянуть и усиливает давление на Европу. 17 января он объявил о введении 10-процентных тарифов на импорт из 8 европейских стран — Дании, Норвегии, Швеции, Франции, Германии, Великобритании, Нидерландов и Финляндии. Нововведение начнет действовать с 1 февраля и будет работать до тех пор, пока не будет подписан договор о приобретении Гренландии Штатами.