Мнение

Фиаско берлинского пациента: как президент завершил политическую карьеру Навального

Фиаско берлинского пациента: как президент завершил политическую карьеру Навального

Президент России Владимир Путин в ходе большой пресс-конференции ответил на вопрос о том, что случилось с Алексеем Навальным. По словам главы государства, блогер пользуется поддержкой американских спецслужб, однако это не значит, что кому-то нужно его травить. Дмитрий Лекух о том, почему сказанное президентом завершает так и не начавшуюся политическую карьеру блогера в России. 

Одним из самых, боюсь, неинтересных вопросов как для самого Путина, так и для вглядывающегося в мерцающие цифровые (Господи, как недавно телевизор на "цифру" полностью перевели, а кажется, уже вечность прошла) телевизионные экраны населения большой, тревожной, суровой страны был вопрос про похождения "берлинского пациента" Алексея Навального**. Понятно, что даже сам факт озвучивания этого вопроса в противоречие общественному интересу был определенного рода уступкой "нашим зарубежным партнерам", внимательно отслеживающим происходящее, и обслуживающему их интересы "демократическому медийному сообществу".

Что ж, у нас действительно огромная страна, и то, что большей ее части глубоко плевать на берлинского бьюти-блогера, вовсе не значит, что мы должны полностью игнорировать интересы пусть и предельно узкой, прослойки общества. 

Но делать тут нечего – надо разъяснять. Впрочем, президент сегодня достаточно внятно и доходчиво подытожил простую вещь: какой смысл говорить с лающей собакой, сидящей на цепи у будки, если говорить надо с ее хозяином. Собака тупо не поймет – у нее и полномочий-то таких, в сущности, нет.

Впрочем, давайте по порядку и подробнее. И для начала процитируем самого президента, он все предельно точно сказал: 

Что касается этого пациента в берлинской клинике, я уже говорил на этот счет неоднократно, могу только некоторые вещи повторить. Песков мне вчера только сказал о последних измышлениях на этот счет. Слушайте, мы прекрасно понимаем, что это такое. <...> Это легализация, это не какое-то расследование, это легализация материалов американских спецслужб. 

Также Путин отметил, что российские спецслужбы знают, что их зарубежные коллеги отслеживают геолокацию. "Наши спецслужбы хорошо это понимают и знают это, и знают сотрудники ФСБ и других специальных органов. И пользуются телефонами там, где считают нужным не скрывать свое место пребывания и так далее", – сказал президент, добавив, что это подтверждает поддержку Навального** специальными службами западных стран.

Ну а дальше президенту стало уже довольно смешно. "Этот пациент в берлинской клинике пользуется поддержкой спецслужб США в данном случае. Если это так, тогда это любопытно, тогда спецслужбы, конечно, должны за ним присматривать. Но это совсем не значит, что его травить нужно, кому он нужен-то", – отметил Путин, пояснив, что если б Алексея Навального** кто-то сдуру и захотел отравить, то "наверное, довели бы до конца".

Выражение лица президента в этот момент было очень трудно назвать добродушным, и его вполне можно понять: в конце концов, не нужно сомневаться в способностях его прежних коллег. Думать об их профессионализме плохо – это и самого Владимира Владимировича оскорблять. Он, в конце концов, этой профессии немало не худших, думается, лет своей собственной жизни отдал. Знает, что там как и почем. Потому и резюмировал: "Жена ко мне обратилась, я тут же дал команду выпустить его на лечение в Германию, в эту же секунду".

И на этом разговор о состоянии, в том числе и чисто психологическом, скандального бьюти-блогера можно было бы и завершать, если б не одно "но": по сути, президент завершил не только разговор о Навальном**, но и его политическую карьеру.

Как немедленно справедливо отметили в Сети, "примечательно, что Путин не стал отвечать самому Навальному** – орудие в чужих руках не может быть оппонентом президента" (юрист Илья Ремесло).

Навальный*, по сути, является лишь пешкой, игрушкой в руках могущественных заказчиков всех этих псевдорасследований. При этом важен даже не столько смысл сказанного, сколько сам факт прямого обращения президента к "кураторам", вообще минуя микроскопический уровень пляшущих под камеры статистов вроде Алексея Навального**. И это важно, поскольку таким образом подчеркивается вся комичность попыток вывести блогера на уровень главы государства.

Заказчик был четко назван – американские спецслужбы. Вот с ними, на своем уровне соответствующие российские службы и будут вести разговор – возможно, неприятный, но вполне конкретный и предметный: им есть о чем друг с другом поговорить. А беседовать с Навальным - бессмысленно.

  • * лицо, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму
  • ** включен в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга