Деньги

Прямо о курсе: экономисты дали прогноз для рубля на 2019-й год

Прямо о курсе: экономисты дали прогноз для рубля на 2019-й год

После объявления Банка России о повышении ключевой ставки и новых закупках валюты в минувшую пятницу торги на Московской бирже 17 декабря открылись падением курса рубля. Ruposters опросил экспертов и узнал, каким они видят 2019-й год для российской валюты и экономики. 

Экономист, советник по макроэкономике гендиректора брокерского дома "Открытие-брокер" Сергей Хестанов полагает, что глобальных изменений в новом году не произойдет. Правда, оговаривается: при прочих равных условиях, то есть без политических сюрпризов и радикальных движений цен на нефть. 

Сейчас рубль неплохо сбалансирован с ценой на нефть. Более того, при нынешнем курсе рубля и ценах на нефть нашему Минфину и ЦБ удается пополнять резервы. Некоторый запас бюджетный имеется. У нас накоплен уже солидный профицит бюджета. Жестко девальвировать рубль даже при небольшом снижении цен на нефть необходимости нет. Такой набор факторов делает наиболее вероятным сценарием отсутствие сильных подвижек.

Базовый сценарий — сохранение рубля в нынешних значениях. При этом если нефть заметно (более чем на 5-10 долларов) подешевеет, то рубль пропорционально ослабнет, если подорожает, то рубль слабо укрепится. Всплеска инфляции экономист не ожидает. 

НДС просто разгонит инфляцию. Примерные оценки — на 1,5-1,7%, причем разгон будет неравномерный в разных потребительских группах. Но какого-то совсем уж большого разгона инфляции не будет — у нас ограничен платежеспособный спрос. Главный стратегический сценарий — низкие темпы экономического роста, в народе это называется "застой". Кто застал поздний СССР, тот это уже видел.

Главный аналитик "Промсвязьбанка" Михаил Поддубский разделил прогноз на 2019-й год на две части. 

Первый квартал вырисовывается сравнительно позитивным. Мы ожидаем, что рубль может вернуться в район 63 рублей за доллар. Но со второго квартала ожидаем движения в сторону отметки в 70 рублей за доллар. Бюджетное правило оказывается давление на рубль, мы консервативно смотрим на рынок нефти плюс общие ожидания по замедлению темпов роста мировой экономики. Как правило, они негативны для валют развивающихся стран. 

Однако обвала или серьезного кризиса экономист не предсказывает, повторения 2008 ожидать не стоит. 

Мы на текущий момент видим вероятность того, что циклический спад на горизонте 2019-2020 года реализуется в мировой экономике. Но это не повторение 2008-го, это циклическое ослабление. Не надо проводить аналогии с событиями 2008 года или 2014 года в России. Масштабной девальвации и серьезного удара не ждем, плавное замедление на горизонте ближайших двух лет – да.

По его словам, к средине года инфляция составит 5,5-6%, после чего произойдет разворот: инфляция начнет двигаться к ориентиру в 4%. 

Если кратко характеризовать — слабый рост. Темпы роста пока положительные, но понятно, что российская экономика растет сильно ниже, чем мировая, поэтому доля России в мировом ВВП сокращается.

Заместитель директора аналитического департамента компании "Альпари" Анна Кокорева среди факторов, которые окажут основное влияние на динамику курса рубля в 2019 году, назвала геополитику, цены на нефть, действия ЦБ РФ и Минфина, а также политику ФРС США и Европейского центробанка.

В первой половине года мы ждем решения Конгресса относительно введения новых санкций. В случае их принятия рубль может существенно подешеветь. С нового года ЦБ РФ возобновит покупки валюты на внутреннем рынке для Минфина РФ, что также нивелирует позитивный эффект в случае роста цен на нефть. Таким образом в начале года нужно быть готовыми к росту валютного курса. Пара доллар-рубль может сместиться в район 68-70 рублей, пара евро-рубль — в диапазон 77-80 рублей. Вторая половина года пока трудно предсказуема. Но кардинального улучшения мы не прогнозируем.

Аналитик ФГ "Калита-Финанс" Дмитрий Голубовский предсказывает быстрый рост инфляции из-за роста налогов и ослабление рубля.

Теми, кто повысил НДС с начала года, недооценен его вклад. Инфляция будет расти достаточно быстро. Считается, что подъем ставки ЦБ оказывает тормозящий эффект на инфляцию. В России это не так. С подъемом ставки инфляция может ускоряться, такое случалось. На том или ином месте цепочки ценообразования товаров есть та или иная монополия. Монополисты всегда стараются любой рост издержек заложить в цены, рост издержек на обслуживание кредитов тоже. А стоимость кредита будет расти вместе с ростом ставки. Например, в ЖКХ, транспортных услугах стоимость будет быстрее расти из-за роста ставки. Это и называется инфляция издержек.

Из-за роста инфляции произойдет отток денег из долгового рынка. Был приток спекулятивного капитала, который поддерживал рубль, но во второй половине 2018-го он закончился, в том числе и из-за угрозы санкций. В итоге рубль будет ослабевать.

Рубль такой сильный (по сравнению с другими валютами развивающихся стран), потому что у нас высокая реальная ставка. Реальная ставка — ставка номинальная за вычетом инфляции. Ставка номинальная будет расти медленнее, чем растет инфляция. Реальная ставка будет снижаться, значит, покупать долги не будет так выгодно, как раньше. Иностранцы продолжат продавать российский долг. Резких падений, как в 2014-м был, не будет, но сползание будет заметным, 72-75 рублей за доллар можем увидеть во второй половине года, когда весь негатив сработает.

На российской валюте отражается и закупка Центробанком валюты — это не дает рублю укрепляться, полагает аналитик. 2019-й он назвал годом слабеющего рубля. 

Есть и сценарий сильного обвала цен на нефть, в случае реализации которого курсу будет "очень плохо". 

Сейчас все ждут, что отношения между Ираном и США будут ухудшаться. Против Ирана осенью ввели санкции, все ждали, что нефть подскочит. Но Трамп договорился с арабами, чтобы они нарастили добычу. Поэтому мы не увидели роста цен на нефть. Если вдруг под давлением США Иран решит пойти навстречу и заключит новое соглашение по контролю за программой, если Иран будет снят с геополитической повестки дня, мы увидим те самые 40$ за баррель. Даже и 35$ — легко. Тогда нам всем будет плохо.

Однако эксперт подчеркнул, что сейчас мало кто верит в такой поворот и всерьез такой сценарий в расчет не берут.