Мнение

Великий украинский абсурд: почему идея строительства канала от Балтики до Черного моря обречена на провал

Великий украинский абсурд: почему идея строительства канала от Балтики до Черного моря обречена на провал

Украинский премьер-министр Алексей Гончарук заявил о планах правительства страны соединить водным маршрутом Балтийское и Черное моря. По его заверениям, реализовать столь амбициозный проект вполне по силам Украине при условии, что получится договориться с Белоруссией и Польшей. Дмитрий Лекух – о том, почему очередная авантюра украинских властей обречена на провал.

Итак, выступая на ежегодном форуме "Ялтинской европейской стратегии" (который проходит где угодно, только не в самой Ялте) второй человек в структуре украинской власти выступил с грандиозным заявлением. Премьер-министр Украины Алексей Гончарук сообщил, что правительство страны имеет несколько амбициозных проектов, в их числе - проект по соединению Балтийского и Черного морей водным путем. И все, что для этого надо – наладить нормальные и конструктивные отношения Варшавой и Минском. Работа в этом направлении, по заверением чиновника, уже идет.

У нас тоже нет сомнений, что этим светлым людям дай волю - они тебе что угодно прокопают. И дело тут даже не в том, что, согласно одному сказанию, даже само Черное море было выкопано "древними украинцами". И не в том, что, помимо "конструктивных отношений с Минском и Варшавой", Украине понадобится для осуществления столь смелого начинания много времени и денег, а ни того, ни другого у этой страны на сегодняшний момент просто нет. 

Более того, "денег нет" там настолько, что о неизбежности дефолта в течение следующего года сейчас говорят уже не только на российском телевидении, а сам Игорь Валерьевич Коломойский, к которому можно относиться как угодно, но в том, что именно он является одним из главных архитекторов нынешней "новой украинской власти", сомнений ни у кого нет. 

Игорь Коломойский | Фото: apostrof

Отсутствие денег - это еще полбеды. Средства под такой "проект века" можно было бы найти и на внешнем контуре, например у Германии под высокий процент или другие преференции. 

Символизм ситуации тут несколько в другом: даже если бы Украина нашла денег на проект, не позволила их разворовать (что звучит несколько утопично) и успешно его реализовала - было бы весьма любопытно, какой идиот будет пользоваться и "давать логистическую загрузку" этому транспортному каналу, который имеет все шансы стать "дорогой, идущей из ниоткуда в никуда".

Тут стоить напомнить амбициозным украинским высшим чиновникам, что водный путь из Балтийского в Черное море и обратно существовал не только в приснопамятные "времена Рюрика" (на самом деле, он существовал и много раньше, только украинцам об этом не говорите). Он вполне нормально функционирует и по сей день.

Более того, этот путь соединяет суровые холодные волны Балтики не только с Черным морем, наглухо запертым Босфором, но и с куда более интересным в этом смысле Каспием. Называется эта система сооружений Волго-Балтийским водным путем (в девичестве девятнадцатого века: "Мариинская водная система"), соединяющим Балтику через Неву, Ладогу, Онегу через Мариинский канал с Шексной и через нее - с Волгой, с выходом в районе Рыбинского водохранилища. А уже оттуда по главной реке европейской части России можно идти куда угодно - хоть на седой Каспий, хоть на тот же Азов. Более того, этот путь является вполне себе действующим, с готовой инфраструктурой.

Балтийские торговые пути

Просто процитируем справочник – это примерно то, что "украинские копатели" (по-другому их в данном случае и не назовешь) собираются строить: 

Волго-Балт представляет собой сложный комплекс инженерных объектов, включающий в себя 4 900 км эксплуатируемых водных путей, в том числе 3 270 км с гарантированными габаритами, 11 шлюзов с напором от 11 до 18 метров, 5 гидроэлектростанций (две на Свири), 25 земляных плотин и дамб, 12 паромных переправ, 9 мостовых переходов, 8 маяков в Ладожском озере, более 5 000 знаков судоходной обстановки.

И это не говоря уже о судах обслуживающего флота, которых не одна сотня, и которые просто по факту трудятся на этом важнейшем звене единой глубоководной транспортной системы европейской части Российской Федерации прямо сейчас. Волго-Балтийский водный путь в настоящее время доступен для судов грузоподъемностью около 5 тысяч тонн, грузы перевозятся без перевалки, грузопоток постоянно растет и все, в общем, более или менее "на мази".

Волго-Балтийский водный путь | Картинка: "Волго-Балт"

Есть только одна проблема: роль Балтийско-Черноморского транзита в перевалке грузов по Волго-Балту недостаточно велика. В основном это либо внутрироссийские перевозки, либо экспорт-импорт. И даже потенциальное включение Волго-Балтийского водного пути в активно продвигаемый сейчас маршрут транспортного коридора "Север-Юг", который ведет из индийского Мумбаи через Иран и частично Азербайджан (или другая часть "сухопутного коридора" - через республики Средней Азии), безусловно поднимет его значение до умопомрачительных в настоящее время величин. Но все равно это будет отнюдь не маршрут "Балтика - Черное море", а "Каспий - Балтика" и "Каспий – Черное море".

Проект транспортной линии "Север-Юг"

Ну, а какой может быть сакральный смысл в выносе внутриевропейского, по сути, транзита на территории вне ЕС, понимают только активно продвигающие эту абсурдную с точки зрения логистики тему поляки: собственно, транспортных артерий, соединяющих юг и север Европы, и без Украины с Польшей хватает. 

И перед Евросоюзом сейчас стоит задача увеличения торгового оборота по "русскому транзиту". А обойти территорию России во внутренней торговле, допустим, между Германией и Грецией, Европа вполне способна и без "копателей" на неспокойных землях европейского юго-востока: может, конечно, новый премьер-министр Украины этого и не знает, но Европа - чисто инфраструктурно – довольно развитый континент.

Причем, что тут самое смешное, денег на этот "перспективный проект" и Польша, и Украина могут попросить только в том самом Евросоюзе. У которого этим своим замечательным начинанием они де-факто собираются отнять часть удобных транспортных потоков. Потому как "запустить мимо России" большинство грузов, идущих из РФ на Северо-Запад Европы, просто не получится. Это авантюра слабо понимающих в логистике и экономике людей. 

Таким образом, никакого экономического смысла в строительстве "незалежного пути" из Европы в Европу мимо Европы" как бы и близко нет: и вот в этом и есть нескончаемый символизм происходящего на Украине - в отсутствии смысла и бесконечной генерации абсурдных идей на самом высшем уровне.