Российские и зарубежные перевозчики, выполняющие рейсы между РФ и другими странами, осенью могут столкнуться со трудностями в обеспечении перелетов из-за отключения страны от телекоммуникационных каналов, принадлежащих глобальному провайдеру услуг для гражданской авиации, швейцарской компании Societe Internationale de Telecommunication Aeronautiqes (SITA). Об этом пишет РБК, ссылаясь на источники в иностранных и отечественных перевозчиках.
Речь идет о канале SITA, так называемом "авиационном SWIFT", традиционном и самом распространенном инструменте в мировой гражданской авиации для обмена информацией, например между авиакомпаниями и аэропортами. У него свыше 2,5 тысячи клиентов в двух сотнях стран. Решения провайдера применяют более тысячи аэропортов, технологии задействованы на 90% всех международных авиарейсов в мире, говорится на сайте компании.
"Из-за отключения, запланированного на конец сентября, российские перевозчики больше не смогут передавать через шлюзы SITA данные о рейсах, пассажирах и багаже в информационные системы международных аэропортов", — сказал один из собеседников издания.
Иностранные перевозчики останутся без привычного канала SITA для обмена данными с информационными системами российских аэропортов. В Минтрансе в курсе ситуации с SITA. Для международных перевозок понадобится обеспечить обмен информацией между российской и международными сетями и организовать альтернативные каналы связи.
После начала СВО SITA приступила к постепенному сворачиванию работы в России. Большинство иностранных компаний, которые оказывают услуги российским перевозчикам, под давлением международных ограничительных мер вынужденно остановили сотрудничество с отраслью воздушных перевозок страны. Большинство сервисов SITA в России было отключено еще в прошлом году. В компаниях "Сирена-Трэвел" и ORS, ведущих российских разработчиках систем бронирования билетов для авиакомпаний, отметили, что SITA планирует прекратить сотрудничество с ними в части передачи данных в сентябре и октябре.
У иностранных перевозчиков могут возникнуть проблемы с обслуживанием их пассажиров в аэропортах России, поскольку они не смогут применять свои системы регистрации. Можно будет использовать отечественное программное обеспечение (например, Astra — систему, обеспечивающую выполнение всех необходимых операций процесса регистрации пассажиров и багажа) в российских аэропортах, которое подходит для обслуживания любых авиакомпаний. Astra сейчас переведена на альтернативные каналы связи, а зависимость от иностранного провайдера связи сведена к минимуму.
Гендиректор ORS Александр Сизинцев полагает, что пассажиры не заметят отключения от SITA. Российские аэропорты, которые участвуют в обслуживании международного пассажиропотока, будут пользоваться альтернативными, российскими решениями для обмена данными. В Шереметьево, Домодедово, Пулково, аэропорту Казани и холдинге "Аэропорты регионов" (управляет аэропортами в Екатеринбурге, Самаре и др.) объявили о полной готовности своей IT-инфраструктуры для работы с любыми авиакомпаниями, в том числе иностранными.
Полномочный представитель президента в ДФО Юрий Трутнев недавно заинтересовался стоимостью самолётов ЛМС-901 и поручил за две недели разобраться, почему полноценный "Байкал" оказался в два раза дороже базовой "голой" версии. Эта история получила продолжение спустя полтора месяца. Уральский завод гражданской авиации (УЗГА) будет вынужден снизить цены. Такое распоряжение Минпромторгу, Минтрансу, Минфину и Минвостокразвития дал премьер-министр Михаил Мишустин по итогам поездки в СФО и ДФО.