Общество

Энергонезависимость Крыма: Киев вскоре лишится одного из своих последних рычагов влияния

Энергонезависимость Крыма: Киев вскоре лишится одного из своих последних рычагов влияния

С момента исторического крымского референдума прошло уже больше года, однако проблемы в энергоснабжении региона до сих пор не решены — о режиме серьёзной экономии говорит плохое освещение улиц и трасс, а сообщения крымского правительства на тему электроэнергии порой напоминают военные сводки. О том, какие схемы пришлось согласовывать России с украинской стороной для обеспечения Крыма энергией и сколько трудностей для энергосистем полуострова принесли политические изменения.

Жители Крыма прекрасно помнят «тёмный» декабрь 2014 года — период, когда на полуострове происходили длительные веерные отключения электричества из-за снижения поставок со стороны Украины. 80% энергопотребления Крыма зависит от украинских поставок — крымчан в критические моменты спасали только мобильные газотурбинные электростанции и дизель-генераторные установки, которые были экстренно перебазированы на полуостров из России — ранее они успели отработать на Сочинской Олимпиаде.

Декабрьские отключения прекратились после того, как «Укртинтерэнерго» и «ИнтерРАО» подписали годовой контракт о поставках электроэнергии из России. Объём поставок составил 1.5 ГВт. «Страна-агрессор» выдвинула дополнительное условие — согласно тексту соглашения, прилагавшегося к контракту, поставки электроэнергии Украине осуществляются лишь в том случае, если она будет полностью обеспечивать энергоресурсами Крым и Донбасс.

Реальный уровень договороспособности Украины дал о себе знать уже через полгода.

«Тридцатого июня 2015 года в 17-39 со стороны НЭК "Укрэнерго" поступило оповещение о сокращении с 00-00 1 июля почасового планового графика сальдо-перетока "ОЭС Украины — Крым" до 0 МВт», — сообщило Минэнерго РФ.

Говоря более простым языком: украинская сторона оповестила Минэнерго России о полном прекращении поставок электричества в Крым с 1 июля. Российское министерство взяло ситуацию под особый контроль и провело совещание о возможности перенести выработку всего требуемого объёма энергии на мобильные ГТЭС.

Неизвестно, какие именно переговоры и на каких тонах были проведены с украинской стороной, однако уже на следующий день утром компания «Укрэнерго» заявила, что электричество будет поставляться Крыму в полном объёме, а уведомление, послужившее поводом для созыва срочного совещания, российскому министерству просто привиделось.

Ещё через пять дней крымчанам пришла новая «открытка» от Украины — всё та же компания «Укрэнерго» сообщила, что Крым превысил лимит потребления электроэнергии на 100 МВт. В сообщении отмечалось, что диспетчер Крымской энергосистемы проигнорировал все требования российской стороны. Правда, на этот раз отключениями уже не грозили — в «Укрэнерго» наоборот подчеркнули, что никаких перебоев в поставках не существует и не планируется.

Между тем, спустя несколько недель на сайте госзакупок России появилась информация о госконтракте, предусматривающем строительство новых энергосетей для Крыма. Был также назван срок присоединения полуострова к общероссийской электросети — на это отвели всего полгода, установив дедлайн на декабрь 2015 года. Первый кабельный переход, который проложат по дну Керченского пролива, сможет обеспечивать Крыму поставки мощностью до 300 МВт. Общая мощность энергомоста в Крым будет равна текущему лимиту «Укрэнерго» для полуострова — 850 МВт.

По всей видимости, Украина вскоре лишится одного из своих последних рычагов влияния на Крым. И если для критично важных объектов Крыма отключения угрозы не составляли, то испортить туристический сезон крымчанам Киев вполне мог.

Картину довершает ликвидация министерства по делам Крыма и слухи о скором вхождении региона в Южный федеральный округ — интеграция полуострова в Россию не остановилась, а лишь набирает обороты.