Мнение

Шоу несправедливости: как история детского "Голоса" стала историей упадка медиаэлит

Шоу несправедливости: как история детского "Голоса" стала историей упадка медиаэлит

Эксперты Group-IB выявили массовые накрутки голосов за дочь Алсу в шоу "Голос. Дети", победившую в финале. Первый канал аннулировал итоги конкурса и пообещал спецвыпуск программы со всеми детьми-финалистами. Эта новость затмила все другие. Однако шоу "торжества справедливости" не даст ничего, кроме рейтингов каналу. Болезнь, симптомом которой этот скандал и есть, останется, уверен Дмитрий Лекух. 

Потрясающей мощности буря в стакане, разразившаяся вокруг нестандартного подсчета голосов телезрителей шоу "Голос. Дети", неподготовленного человека, конечно, изумляет до бесконечности. Вот, казалось бы, чуть ли не параллельно этому социально-значимому мероприятию справлялся очередной юбилей примадонны отечественной эстрады. И там рядом с бабушкой уже показывало свою готовность к успехам на сцене третье или четвертое поколение — и никого это как-то особенно не беспокоило. Бывают же трудовые династии, в конце-то концов? Конечно, бывают. Вот и кушайте, что дают…

А теперь давайте серьезно. Это детско-песенное телешоу вовсе не спортивное соревнование, в котором обязательно соблюдать хотя бы видимость справедливости. И там-то получается не всегда — вспомните как многочисленные допинг-истории, так и рассказы своих знакомых на тему, во сколько им обходится продвижение их чад в системе спортшкол, особенно если это какой элитный теннис. Да и во вполне "плебейском" футболе тоже все довольно непросто. Достаточно с родителями будущих чемпионов поговорить. 

А здесь в чистом виде — "детское" шоу, то есть тема по извлечению максимального и многогранно организованного многочисленными потоками гешефта для вполне взрослых дядь. И, кстати, теть — будем тут политкорректны. Да и достигаются эти гешефты за счет благосклонного внимания скучающих домохозяек, так что все вполне добровольно. 

Есть только одно "но". Изначально понятно, что работать это гешефтмахерство будет при одном условии: если не будет "выходить из своего круга". Ибо, как говорилось в одном известном фильме Никиты Сергеевича Михалкова, всем это не надо, это надо одному. Чужие там не ходят.

Сказки про обоеполых талантливых Золушек оставьте для идиоток, продолжающих лезть в тыкву, утверждая, что это карета. Кареты сейчас дорогие пошли. Так просто не подарят, короче. Так что "за неимением гербовой" — успокойтесь и лезьте в свою тыкву, пожалуйста. 

Поэтому все происходящее производит так много шума и так мало оргвыводов — с точки зрения "тусовки" ничего уж совсем экстраординарного не произошло.

Были нарушены определенные корпоративные правила, "корпорация" внутри себя и разберется с виновными. Вам это ни к чему, смотрите свой телевизор. Вот вам еще один "дополнительный" концерт. В конце концов, кто вам сказал, что гешефт можно извлекать только на "росте"? На "падении" тоже можно кое-что получить…

Чтобы было совсем понятно. "Дети элит" безусловно и неоспоримо имеют объективные преимущества перед своими сверстниками отнюдь не только за счет связей родителей. Они банально лучше обучены, и никто не имеет права осуждать родителей, вкладывающих деньги в обучение своего ребенка: это более чем естественно, что тут еще говорить. В данном случае такого ребенка учат петь, "ставят" детский дискант, с ним занимаются сольфеджио и много чем еще. Естественно, такой ребенок будет иметь преимущества перед любым "талантом неограненным" уже даже на стадии отбора, чего уж тут говорить. Такое существует не только у нас, а вполне процветает в любой "цивилизованной" стране мира. Все это — вполне естественный процесс.

А вот дальше, увы, начинаются "особенности национальной охоты". И что с этим делать, я, несмотря на всю свою развитую писательскую фантазию, не очень хорошо представляю, потому как это, по сути, родовая травма нашего социума. 

Все просто: наша революция 1991 года, сопровождавшаяся кардинальным переделом собственности, носила, как минимум, далеко не ангельский характер. Все мы, по сути, "дети приватизации" имени товарища Чубайса, когда каждый тащил что мог. Только кому-то доставались канцелярские скрепки из НИИ, а кому-то нефтяные вышки и будущее участие в залоговых аукционах — если, разумеется, кроме государственной собственности сумел "приватизировать" еще и немного государственной власти. Тогда же было "приватизировано" и культурное, в том числе и телевизионно-развлекательное пространство, из которого и вывалился этот выкидыш, которому впоследствии дали гордое имя "отечественного шоу-бизнеса", Господи прости.

В "революционные" времена наверх всегда выносит именно "пену", это объективный исторический закон. И любому постреволюционному государству, если оно хочет жить долго и счастливо, эту социальную проблему приходится с разной степенью кровавости решать. Просто потому, что выброшенная наверх "революционная пена" всех уровней и профессий очень быстро становится именно что сословием. И начинает "классовую борьбу" за свои "настоящие права" с самим гражданским обществом и государством, которое искренне считает приватизированными уже полностью и давно. Так было в Нидерландах после "революции гезов", так (в буквальном смысле этого слова) вырезали "революционную элиту" "железнобокие" лорда-протектора Оливера Кромвеля. Так чистил "революционные ошметки" Наполеон Бонапарт, который в этом смысле не брезговал даже артиллерией. Про Иосифа Сталина с его пресловутым 37-м и товарища Мао с его культурной революцией тут даже нечего и говорить. 

Тем не менее знаменитую фразу про то, что "революция — это свинья, пожирающая своих детей", придумали не Сталин или Мао, а неплохой французский журналист Камиль Демулен, тот самый, что организовал поход парижан на Бастилию и кончил свою жизнь, что вполне естественно, на гильотине.

Просто поймите: ни в самой сословности, ни даже в творческих династиях, при всем их своеобразии, нет ничего плохого. В тех же братьев Михалковых можно плевать сколько угодно, все равно не доплюнешь — они уже в истории не только отечественного, но и мирового кинематографа. Тут проблема в другом: "постреволюционные элиты" в большинстве своем суть неконкурентоспособный при "прочих равных" результат отрицательной селекции. И они это понимают, поэтому и закупоривают своими телами не то что любые "социальные лифты", но даже и социальные щели, чтобы уличным сквозняком не продуло их худосочных чад. Вот как карикатуру на этот "внутриэлитный тренд" мы и имеем честь наблюдать данный изумительный и не несущий прямых оргвыводов "эль скандаль" в развлекательном секторе отечественного телевидения. Со всеми его шоу торжества несправедливости и шоу торжества справедливости. И это, увы, всего лишь симптом, а не сама болезнь.