Иностранные журналисты и федерации футбола наставляют болельщиков перед поездкой в Россию на ЧМ. Они снабдили своих граждан инструкциями о том, как надо себя вести. Многие из советов напоминают штампы о русских из старых голливудских фильмов. Пьянство, девушки, медведи... За много лет представления о России не поменялись, скорее даже стали хуже. Почему мифы оказались такими живучими, кто в этом виноват, рассуждает Платон Беседин.
Россия ждет чемпионат мира по футболу, предприимчивые россияне готовятся зарабатывать на иностранцах. Но облапошить заезжих будет не так легко. Ведь к поездке в Россию их готовят, снабжая ценными советами. Аргентинских болельщиков, например, обучили тому, как цеплять русских девушек. Рекомендации сформулировал блогер, а Федерация футбола Аргентины включила их в свой буклет.
Впрочем, только ли Буэнос-Айрес? Австралия, например, призвала своих граждан "трижды подумать" перед тем, как ехать в Россию, и уж точно не посещать Северный Кавказ, Крым и Ростовскую область. Боятся на Западе русских дорог, отелей, контрафакта, чеченцев, терактов и, конечно, болельщиков. Те, цитирую британские СМИ, "могут убивать иностранцев по приказу властей".
Англичане вообще прекрасны в своих рекомендациях. Например, The Sun предупреждает: "Если вы пьете с русскими, готовьтесь к большому количеству тостов. Не пейте, пока тост не закончится, – это очень грубо". Изучите побольше тостов, friends. А если перебрали водки с пивом, то лечитесь русским борщом. Предупредили англичан и об угрозе нападения медведей на кемпинги.
Согласитесь, так и пахнуло развесистой клюквой о русских, щедро рассыпанной по голливудскому кино. Ну, тому, где Шварценеггер говорил "кокаина", все ходили в шапках-ушанках, а Рокки бился с "красным" под звуки советского гимна. Само собой, русские проститутки, мафия, чекисты, а главное – общее похмелье и мрак. Перефразируя Led Zeppelin, Russia remains the same. Да, штампы о России живучи, копилка их регулярно пополняется, а суть остается неизменной. И это "добро" извлекается из закромов тогда, когда Москва выходит на ринг против Запада.
Вероятно, первопроходцем тут в 1549 году был дипломат Сигизмунд фон Герберштейн, оставивший "Записки о Московии". В них он характеризовал русских как ленивых, лживых и вороватых и замечал, что они встают в полдень, садятся на лавки, жрут, пьют, рыгают, потом опять жрут, пьют, рыгают и так весь день. Потом была знаменитая работа Астольфа де Кюстина "Россия в 1839 году", в которой настойчиво повторялось: "Русские совмещают в себе рабское начало и желание завоевать мир, унаследованное от Чингисхана". Можно вспомнить и "Путешествие в Сибирь в 1761 году" д’Отроша. На фоне этого труда, где русские неизменно пытают детей, произведения де Сада кажутся фантазиями зажатого мальчика. Были и десятки других работ (Леруа-Больё, Киплинга, Стокера и т.д.), имя им – легион.
Изредка пробивались ростки альтернативного мнения, как, например, роман Жюля Верна "Михаил Строгов". Или просто, что редкость, автор был беспристрастен, как японец Кодаю в записях о России времен Екатерины II. Вышли они в то же время, что и труд де Кюстина, но насколько же разная в них одна и та же Россия.
Объясняется такое представление о русских просто. С одной стороны, пропаганда работает в угоду геополитическим и экономическим интересам. Надо идти на Крым – появляются карикатуры на русского царя в образе вампира. С другой стороны, невежеством, ленью и предвзятостью создателей мифов. Но зачастую русские сами дают тому повод.
Да, в последнее время многое меняется. Барьеры стираются, но предвзятость остается. Стоит ли винить в этом Запад? Нет, он действует в своих интересах. Стоит винить себя. В том числе и простым людям, которые дают повод. Чего только стоят доступные русские девицы и наглые русские нувориши в Париже и Милане! Но прежде всего винить надо соответствующие министерства и службы, отвечающие за образ России в мире.
Бразилия – это кофе и карнавал. Америка – мечта и айфоны. Германия – автомобили и четкость. А что мы? Медведи и водка? И ракеты, много ракет. Дай боже, чтобы вспомнили о русской литературе и о балете. Пока еще помнят. Но ситуация ухудшается. Да, к русским на Западе относятся добродушно, но информационная матрица все больше представляет их в карикатурном свете.
И решать эту проблему надо комплексно. Решают ли? Есть экономическое позиционирование России для привлечения инвесторов: созданы Российский фонд прямых инвестиций и Российский экспортный центр, проводятся форумы (Дальневосточный, Санкт-Петербургский, Сочинский и, конечно, ПМЭФ). Провели Универсиаду в Казани, Олимпийские игры в Сочи, Всемирные зимние военные игры, скоро – Чемпионат мира по футболу. У нас высокие индексы в точных науках, но есть отставание по гуманитарным. Уважают в мире Примаковские чтения. Но все это скорее рывки, яркие вспышки, а вот глобальной системной работы по улучшению имиджа России за рубежом нет. Неэффективны СМИ и еще более неэффективно Россотрудничество, теряющее одну страну за другой.
Это неудивительно, ведь для начала стоит определиться, что есть главное достояние России, чем мы можем гордиться. Полагаю, что человеком и природой. Россия богата талантливыми людьми. Но, к сожалению, помнят в мире тех, кто из прошлого: Толстого, Рахманинова, Шостаковича и др. А где новые лица? В кино, литературе, музыке, спорте? Пожалуй, есть лишь один русский, который номер один в своей области, - это Александр Овечкин. А что с остальными? Почему мы не умеем развивать и презентовать своих людей?
Аналогично и с природой. Нет страны, к которой бы Господь был более щедр (это видно по россыпям полезных ископаемых). Знают ли иностранцы, что, проехавшись по России, получат нечто большее, чем просто туризм? Дэнни Бойл говорит:
Я приезжаю на Байкал в свой день рождения, потому что здесь – сердце мира, центр жизни, ведь тут самый большой запас пресной воды.
Это прекрасно, но заявлять подобное должны мы. Египет, Турция, Финляндия, даже Венгрия и Словакия ухитряются заманивать людей. Но у нас-то куда больше козырей.
Россия – это гигантский сакральный заповедник. И в нем живут особенные люди. Говоришь "страна-богоносец" – подразумеваешь уникальную природу. Вот что нужно донести миру через фильмы, социальные проекты, книги. Не надо быть модными, надо быть собой. И тем привлекать.
Достоевский для России сделал больше, чем все политики и пиарщики вместе взятые. Он сказал об особой русской душе, и мир захотел познать ее. Достоевский говорил это о человеке. Пришло время сказать подобное и о стране. Россия – страна с божественной природой, с божественной душой. Ту, которую познать надо. Собственно, донесение этой мысли – первый шаг к созданию позитивного – особого – имиджа нашей страны в мире.