Снижение добычи нефти в России на 0,5 млн баррелей сигнализирует о невозможности реализовать сырье, считают американские эксперты. Основной аргумент – снижение наполнения бюджета от продажи сырой нефти. Например, в сентябре федеральный бюджет недосчитался 22,7 млрд рублей. С того момента потери только выросли: в январе недополучили 52,1 млрд руб., в феврале показатель может дойти до 108 млрд.
Однако эта аргументация при анализе оказывается сомнительной. В частности, фискальный вопрос довольно легко решился. По большей части налоги упали не из-за проблем с низкими ценами поставок, а из-за невозможности нормально подсчитать НДПИ, НДД и обратный акциз на нефть. Теперь он высчитывается по понятной формуле, причем схема расширяет нефтедобытчикам поле для маневра. Если им удастся скинуть дисконт до $25 за баррель, то налоги будут даже меньше, чем раньше.
Можно сказать, что Минфин задал вектор дальнейших инвестиций – вложения в те сектора, где дисконт формируется. Например, увеличение количества собственных танкеров. Аналитики предполагают, что Россия обладает теневым флотом в 200-300 вымпелов, которые приобрели заранее. Даже если увеличивать собственные мощности по перевозке в открытую, то на фрахте удастся сэкономить.
Дополнительно можно организовать страховку подешевле, особенно через дружественные страны, что тоже уменьшит объем дисконта. В конечном итоге, власти США поторопились выставлять своей победой решение о снижении добычи. На данный момент это скорее тактический шаг, чтобы сбалансировать наполнение бюджета. Долгосрочная перспектива будет понятна в апреле, после заседания ОПЕК.