Психологи из Университета штата Мичиган в США выяснили причину, по которой руководители повышают голос на своих подчиненных, передает Daily Mail. Подробные результаты исследований опубликованы в Journal of Applied Psychology.
По данным экспертов, то, что начальники регулярно кричат на работников, вызвано известным в психологии свойством, называемым моральным лицензированием. Оно подразумевает предоставление индивидом самому себе индульгенции на нарушение неких норм и правил (к примеру, повышение голоса и оскорбление) после того, как ранее они неукоснительно соблюдались.
Применительно к отношениям руководства и подопечных, моральное лицензирование проявляется в следующем виде: перед тем, как нарушить формальные правила поведения, босс последовательно их соблюдает. Причиной морального лицензирования является истощение эго (в психологическом смысле), то есть потеря самоконтроля (над эмоциями, мыслями и поведением).
К озвученным выводам психологи пришли, отслеживая взаимоотношения руководителей и подчиненных на протяжении нескольких дней. Мониторинг производился в таких сферах, как розничная торговля, образование, промышленное производство и здравоохранение. По словам ученых, единственный эффективный способ борьбы с моральным лицензированием - психологическая разгрузка (к примеру, кратковременные перерывы в течение рабочего дня).