С сентября 2022 года во всех школах и колледжах страны появился новый урок — "Разговоры о важном". Он проходит каждый понедельник в формате классного часа и является частью так называемой обязательной внеурочной деятельности. Ruposters рассказывает, что это за уроки и каким темам они посвящены.
Что за разговоры?
Федеральный государственный образовательный стандарт и закон "Об образовании" предусматривают внеурочную деятельность – это обязательная часть работы педагогов. К ней относят самые разные факультативные занятия, кружки, экскурсии и турпоходы – в общем все, что формирует мировоззрение подрастающего гражданина. Еженедельно на внеурочную деятельность отводится 10 академических часов – из них три часа - на дополнительное изучение основных предметов, по два часа — на развитие личности школьников и воспитательные мероприятия, по одному часу — на "Разговоры о важном", профориентацию и формирование функциональной грамотности.
Для "Разговоров о важном" есть отдельный сайт, где собраны все методические и демонстрационные материалы. Темы для всех классов с 1 по 11 – общие, но материалы для каждой возрастной категории - разные.
Например, 10 октября 2022 года прошел разговор, посвященный Дню отца. Школьникам 1–2-х классов педагоги рассказывали о роли пап, для учеников 3–4-х классов были предусмотрены материалы о том, как воспитывать уважение и благодарность к отцу, а старшеклассникам рассказывали о традициях и семейных ценностях на примере становления известных профессиональных династий, литературных портретов отцов и портретов отцов-киногероев в отечественном кинематографе.
Рекомендации от Минпросвещения
"Разговоры о важном" посвящены самым различным темам, волнующим современных ребят. Центральными темами станут патриотизм и гражданское воспитание, историческое просвещение, нравственность, экология и другое», — сказано в официальных источниках.
Начальник управления президента России по обеспечению деятельности Госсовета Александр Харичев обратил внимание на то, что цель "Разговоров о важном" - "формирование у учеников ценностных установок, в числе которых — созидание, патриотизм и стремление к межнациональному единству".
Министр просвещения Сергей Кравцов неоднократно отмечал, что "Разговоры о важном" - это неформальное общение с ребятами, обсуждение вопросов, которые интересным им, с той лишь разницей, что педагог направляет детей.
"Классный час не будет похож на традиционный урок по математике, физике, биологии. Это, прежде всего, неформальное общение с ребятами, обсуждение тех вопросов, которые интересуют их самих… На нас огромная ответственность за наших детей. Надо давать школьникам возможность задавать вопросы, говорить, обсуждать", – сказал Кравцов.
Первый урок - президентский
В рамках Дня знаний 1 сентября во время посещения Музейного и театрально-образовательного комплекса в Калининграде президент России Владимир Путин провел открытый урок "Разговор о важном". Его участниками стали школьники - победители олимпиад и конкурсов в области культуры, искусства, науки и спорта.
Глава государства рассказал о поддержке Донбасса, преподавании уроков истории на Украине и главных секретах успеха – дисциплине, мотивации и широкого взгляда на проблемы и задачи.
Проект поддержали и российские государственные деятели, выдающиеся граждане, внесшие значительный вклад в развитие российского государства и общества: советский и российский дирижёр, художественный руководитель и генеральный директор Мариинского театра Валерий Гергиев, многодетная мать, уполномоченный при президенте Российской Федерации по правам ребёнка Мария Львова-Белова, актер, директор Благотворительного фонда, художественный руководитель МХТ им. Чехова Константин Хабенский, председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Валентина Матвиенко и другие.
Что говорят социологи
По данным ВЦИОМ, инициатива получила высокий уровень поддержки. Так, 85% педагогов высказались за необходимость таких занятий, среди респондентов, имеющих детей или внуков школьного возраста, "Разговоры о важном" поддержали 81%.
Участники опроса отмечают, что инициатива заслуживает положительной оценки, так как дети получают больше знаний о России, текущей ситуации в стране (17%), уроки расширяют кругозор ребенка (14%), воспитывают патриотизм (12%).