Статьи

Месяц шатдауна в США: кто станет жертвой войны демократов с республиканцами

Месяц шатдауна в США: кто станет жертвой войны демократов с республиканцами

Шатдаун длиной в один месяц заморозил всю политическую активность в Вашингтоне. Сотни госслужащих США ушли в неоплачиваемые отпуска, даже военные остались без зарплаты — случай беспрецедентный. Конгресс и Белый дом оказались в положении своеобразного законодательного паралича. Они не могут ничем заняться, пока не решен вопрос финансирования правительства. С другой стороны, этот самый вопрос и есть главный камень преткновения между республиканцами и демократами. Ни одна из сторон не готова идти на существенные уступки, что означало бы признать свое поражение. Чем дольше длится шатдаун, тем выше политические ставки его участников. Малек Дудаков – о том, к чему это может привести. 

Стена непонимания

Закрытие правительства — явление не самое редкое во время дебатов о принятии бюджета. За последние 40 лет можно насчитать более 20 шатдаунов. Некоторые из них носили сугубо технический характер: они происходили в ситуации, когда Конгресс просто физически не успевал вовремя утвердить новый бюджет. Другие становились результатом длительного противостояния двух партий в Конгрессе и Белом доме.

Длительность шатдаунов за последние 40 лет

До текущего момента самым долгим шатдауном в истории был тот, который произошел 22 года назад, на рубеже 1995 и 1996 годов. В то время республиканцы, имевшие большинство в обеих палатах, приняли проект бюджета, который на 20-30% сокращал все государственные расходы. Администрации Билла Клинтона, тогдашнего президента, пришлось бы уволить значительную долю госслужащих, чтобы обеспечить работу правительства на выделенные Конгрессом средства. Он отказался подписывать такой бюджет, что и привело к трехнедельному шатдауну. В итоге республиканцы согласились утвердить компромиссный вариант бюджета, в меньшей степени ударяющий по расходам правительства, и Клинтон его поддержал.

При Трампе уже происходило два технических шатдауна, в самом начале 2018 года. Их причина была точно такой же, как и у текущего: Белый дом требовал от Конгресса выделить средства на возведение стены на границе с Мексикой. А демократы угрожали заблокировать проект бюджета, в котором будет идти речь о стене. Впрочем, год назад Белый дом предпочел не доводить дело до открытого противостояния с Конгрессом и согласился получить от него символические полтора миллиарда долларов на усиление приграничной безопасности.

Сейчас же ситуация совершенно иная. Состоявшиеся в ноябре промежуточные выборы стали болезненным поражением для республиканцев. Впервые за 8 лет они перестали контролировать Палату представителей. Это означает, что на неопределенный срок вся законодательная деятельность Трампа будет полностью остановлена. Ни о какой стене теперь не может идти и речи.

Понимая, чем ему грозит такой политический расклад, Трамп в декабре выставил ультиматум демократам. Он отказался подписывать любой проект бюджета, который не будет выделять средства на возведение стены. Республиканцы в Палате представителей, вдохновленные примером Трампа, в конце декабря приняли свой бюджетный план, по которому Белый дом получил бы 5,3 млрд долларов на обустройство стены. Однако демократы в Сенате воспользовались имеющимся у них правом проведения филибастера, чтобы заблокировать утверждение такого бюджета.

Сервировка стола фастфудом в Белом доме - из-за шатдауна повара не работали, Трамп оплатил ужин для приема из своего кармана

Филибастер позволяет партии, находящейся в оппозиции в Сенате, снять любой законопроект с голосования и начать вокруг него обсуждение. Чтобы завершить его, необходимо согласие не менее 60 сенаторов. Как правило, партия большинства в Сенате не имеет такого количества мест. Например, у республиканцев до января было 51 место, а с началом новой сессии это число увеличилось до 53-х. Тем самым филибастер дает возможность оппозиции без особых проблем блокировать любые инициативы своих оппонентов.

Точно так же демократы не давали Трампу средства на строительство стены всю первую половину его срока. Для Трампа вопрос стены — ключевой на повестке дня. Она стала символом политики по ограничению миграции и борьбе с нелегальными мигрантами, которую обещал осуществить Трамп. Отказ профинансировать возведение стены — легкий способ для демократов выразить вотум недоверия Трампу и всему тому, что он делает.

Они и раньше не готовы были пойти на какие-то уступки Трампу, но после успешных для себя промежуточных выборов демократы уверовали в свою победу. Ведь одним из главных инфоповодов осенней предвыборной кампании стал кризис на границе, организованный караваном мигрантов из Гватемалы. Трамп и республиканцы постарались сделать промежуточные выборы референдумом по вопросу противостояния нелегальной миграции — и они с треском проиграли. Демократы получили 38 мест в верхней палате Конгресса, хоть и несколько ухудшили свои позиции в Сенате. Они уверены в том, что такой результат наделяет их мандатом проводить миграционную политику, противоположную политике Трампа.

"Ястребы" против демократов

С началом новой сессии Конгресса демократы, имея большинство в Палате представителей, отменили предыдущий бюджетный проект республиканцев и приняли свой собственный. Как и стоило ожидать, в нем не было ни слова о финансировании стены. Трамп пообещал наложить вето на любой такой бюджет: впрочем, ему это может и не потребоваться. Лидер республиканцев в Сенате Митч МакКоннелл не намерен даже выставлять на обсуждение бюджетный законопроект, предварительно не одобренный Трампом.

С момента промежуточных выборов в кабинете Трампа прошло много перестановок, и его команда заметно "поправела". Ушли многие умеренные фигуры: глава аппарата Белого дома Джон Келли, министр обороны Джеймс Мэттис. Ключевыми фигурами в его администрации теперь являются два советника — Стивен Миллер и Джон Болтон, два консервативных "ястреба". Они сторонники проведения максимально жесткой конфронтации с демократами. Советники Трампа убеждают его ни в коем случае не сдаваться и не принимать компромиссное решение, которое бы не позволило ему заняться постройкой стены.

Прототипы стены, предложенные администрации Белого дома министерством внутренней безопасности

С другой стороны — схожее упрямство. После выборов к демократам вернулась уверенность в себе, которую они на время растеряли в 2016 году. Лидеры Демпартии позволяют себе открыто оскорблять действующего президента и отказываться от встреч с ним в Белом доме. Новоиспеченный спикер Палаты представителей Нэнси Пелоси так и вовсе называет предложенную Трампом стену "аморальной" в отношении всех мигрантов, мечтающих переехать в США. Ее никак не смущает тот факт, что в 2006 году она вместе со многими другими демократами проголосовала за строительство предложенного Джорджем Бушем-младшим барьера на границе с Мексикой. Вероятно, тогда она почему-то не считала такой барьер "аморальным".

Для Пелоси и остальных демократов совершенно не важны противоречия в их собственной позиции. Ведь если стена является такой аморальной, они должны выступать и за снос всех уже существующих заграждений на границе с Мексикой. Но что их интересует в первую очередь, так это переиграть Трампа в ситуации шатдауна и показать избирателям, что действующего президента можно победить даже в самом главном для него вопросе. Это серьезно поднимет моральный дух демократического электората в преддверии президентских выборов 2020 года.

Подстава для Трампа

Именно поэтому на любые компромиссные предложения Трампа они отвечают категорическим отказом. В частности, Белый дом намекал на то, что он готов объявить амнистию детям нелегальных мигрантов, привезенных на территорию США в несознательном возрасте (т.н. "дримеров" — "мечтателей"). В других обстоятельствах этот вопрос являлся бы гораздо более актуальным для политиков-демократов, чем возведение стены. Но сейчас они не намерены соглашаться и на такой шаг.

Нэнси Пелоси называет стену Трампа "аморальной"

Абсолютно убежденные в том, что победа будет на их стороне, демократы попросту начали уклоняться от приглашений в Белый дом для возобновления переговоров об открытии правительства. В рождественские праздники лидеры Демпартии отправились в продолжительный отпуск. В частности, спикер Пелоси уехала отдыхать в пятизвездочный отель на Гавайях. Сейчас же они воспользовались поводом с закрытием правительства, чтобы улететь в Пуэрто-Рико. Официальной целью визита руководство демократов называет инспекцию — контроль за восстановлением инфраструктуры острова после урагана в прошлом году. Но фактически это стало вторыми каникулами для многих видных сенаторов и конгрессменов от Демпартии.

Пожалуй, главным поводом для оптимизма демократов является их уверенность в том, что ответственность за шатдаун в полной мере ляжет на Трампа. Все-таки именно он находится на посту президента, а глава государства обычно отвечает за любые проблемы в работе правительства. Плюс к тому, либеральные журналисты по традиции защищают демократов и всячески поносят Трампа. Можно взять для сравнения закрытие правительства в октябре 2013 года, учиненное республиканцами, недовольными утверждением реформы медстрахования Обамы. Тогда медиа во всем обвинили именно "недоговороспособных" республиканцев, чьи рейтинги на время просели. Сейчас же демократам, устроившим примерно похожее действо, ничего такого не грозит.

Плохая новость для бюрократов

Несмотря на то, что продолжительность шатдауна приближается к одному месяцу, его последствия ощутили на себе лишь немногие американцы. Увеличились очереди на посадку в аэропортах: многие сотрудники администрации транспортной безопасности, занимающиеся досмотром пассажиров, ушли в неоплачиваемый отпуск. Стало сложнее получить налоговые вычеты из-за того, что более половины сотрудников Налоговой службы не стали выходить на работу. Управление по контролю за качеством пищевых продуктов и медикаментов перестало проводить ежедневные проверки в ресторанах и кафе. Многие национальные парки были формально закрыты для посещения, потому что там во время шатдауна нет спасателей и административных служащих. Впрочем, на их место пришли владельцы туристического бизнеса и сами занялись уборкой территории.

Единственные пострадавшие от шатдауна — это сами госслужащие. Примерно 800 000 чиновников не получили рождественские бонусы в конце прошлого года и первую зарплату 15 января. Кому-то из них пришлось продавать личные вещи и занимать деньги в банке, чтобы оплачивать ипотеку и бытовые расходы. Часть чиновников стала проводить ежедневные пикеты и небольшие митинги у Белого дома и Капитолийского холма, требуя от политиков поскорее завершить шатдаун.

Пикет госслужащих у Белого дома

Демократы в Конгрессе на словах выражают серьезную озабоченность положением чиновников и называют Трампа виновником всего того, что с ними приключилось. Впрочем, это никак не влияет на их позицию не идти на компромисс с президентской администрацией. Законодатели от обеих партий приняли постановление, согласно которому госслужащим вернут все задолженности по зарплатам. Однако этот закон вступит в силу лишь после возобновления работы правительства.

С другой стороны, в команде Трампа далеко не все относятся негативно к шатдауну. Для кого-то такой правительственный кризис – хороший повод показать неэффективность работы федеральных служб. Консервативное издание Daily Caller, близкое к администрации Трампа, опубликовало открытое письмо анонимного члена президентской команды. Он надеется на то, что шатдаун продлится как можно дольше. В таком случае многие чиновники начнут покидать госслужбу, а ее популярность сильно понизится.

Этот высокопоставленный сотрудник Белого дома возглавляет одно из агентств, в котором на время шатдауна остались работать лишь 10% всего состава чиновников. Причем эффективность работы ведомства почти не изменилась. Автор письма уверен в том, что правительство должно работать именно в таком виде. Белому дому стоить избавиться от 80-90% всех служащих, которые либо неэффективны, либо просто стараются саботировать решения Трампа. Однако осуществить это напрямую не представляется возможным: профсоюзы чиновников не дадут их просто так уволить. И здесь на помощь приходит шатдаун: если он продолжится в течение многих месяцев, то может вынудить часть бюрократов самим покинуть правительство.

Шатдаун без границ

Но далеко не все в администрации Трампа настроены так же радужно. Больше остальных волнуются экономисты: они уверены в том, что продолжительный шатдаун окажет серьезное негативное влияние на рост ВВП и на показатели уровня оптимизма владельцев малого бизнеса и потребителей. По их прогнозам, если шатдаун продлится до конца первого квартала 2019 года, он отнимет полпроцента от роста ВВП. С учетом общего замедления экономической активности в США такое развитие событий может привести к тому, что ВВП и вовсе сократится в первом квартале этого года.

Основные причины для их пессимизма: субподрядчики правительственных учреждений не получат траншей по своим контрактам, почти миллион чиновников остаются без зарплат, все это станет причиной сокращения платежеспособного спроса. Особенно сильно шатдаун может ударить по сфере товаров и услуг в округах в непосредственной близости от Вашингтона — в Мэриленде и Вирджинии.

Трамп может многое стерпеть, но не проблемы с экономикой. Быстрый рост ВВП и рекордное сокращение безработицы — предметы его гордости и та основа, на которой он собирается переизбираться на второй срок. Это понимают и его союзники среди республиканцев в Конгрессе, которые уговаривают Трампа "закопать топор войны" с демократами и принять их условия. Чтобы сохранить лицо, Трамп может пойти на альтернативный шаг: объявить чрезвычайное положение на границе с Мексикой и поручить Пентагону заняться строительством стены за счет военного бюджета. В теории президент имеет право пользоваться таким инструментом, чтобы принимать какие-то решения в обход Конгресса.