Германия, некогда двигатель экономики Европы, стоит перед серьёзными вызовами, которые могут определить её будущее, пишет Bloomberg. Эксперты и бизнес-лидеры говорят об упадке, начавшемся после пандемии, который проявляется в сокращении масштабов промышленного производства, утрате конкурентных преимуществ вроде доступа к дешевым российским энергоносителями и снижении уровня жизни домохозяйств.
По данным Bloomberg Economics, экономика страны сейчас на 5% меньше, чем могла бы быть при сохранении допандемийного роста. Вместе с тем структурные проблемы, такие как дорогая энергия и растущее технологическое отставание автопроизводителей, затрудняют восстановление.
Снижение конкурентоспособности уже сказывается на доходах населения, которые по прогнозам сократятся примерно на 2500 евро в год на одно домохозяйство. Падение экспорта и инвестиций, а также отток востребованных специалистов создают атмосферу социальной напряжённости. Эти проблемы сказываются не только на Германии, но и на её соседях по Европейскому союзу, подчеркивая важность немецкой экономики для региона. Экономисты считают, что без структурных реформ страна рискует остаться в состоянии медленного, но непрерывного спада.
Политическая ситуация в Германии добавляет сложностей. Канцлер Олаф Шольц готовится к досрочным выборам после потери поддержки, что вызвано разногласиями внутри коалиции и общественным недовольством. Экономисты критикуют недостаточный масштаб реформ и отсутствие амбициозных планов для преодоления кризиса. Новый лидер консерваторов Фридрих Мерц предлагает вернуться к экономической системе, доминировавшей в послевоенные годы, с акцентом на частный сектор и минимизацию государственного вмешательства. Однако такие меры могут не решить проблемы, связанные с высокими ценами на энергоносители и необходимостью модернизации инфраструктуры.
Особое внимание уделяется промышленности, переживающей спад. Немецкие автопроизводители, такие как Volkswagen и Mercedes-Benz, теряют позиции на мировом рынке, уступая китайским конкурентам. К тому же крупные компании сокращают численность сотрудников и переносят производство за рубеж. Согласно прогнозам, в течение следующего десятилетия автомобильная промышленность Германии может потерять до 40% добавленной стоимости внутри страны, что вызывает беспокойство среди аналитиков и работников отрасли.
Тем не менее Германия сохраняет потенциал для восстановления. У страны самый низкий уровень государственного долга среди стран G7, что позволяет проводить более амбициозную инвестиционную политику. Также немецкая экономика по-прежнему опирается на так называемых "скрытых чемпионов" — небольшие компании, которые остаются лидерами в своих нишах и способны стимулировать инновации. Экономисты считают, что при правильных реформах Германия может вернуть себе статус сильнейшей экономики Европы, однако для этого необходимо срочное вмешательство и стратегическое переосмысление ключевых направлений развития.