Статьи

Оружие звездных войн: чем будут биться США и Россия в космосе

Оружие звездных войн: чем будут биться США и Россия в космосе

Североатлантический альянс признал космос "сферой оперативной деятельности". Это значит, что наряду с наземным и воздушным противостоянием начинается и "звездное". Так открывается новая эра милитаризации. Разработки нового оружия, естественно, засекречены, но все новые технологии - это хорошо забытые или заброшенные старые. Владимир Свержин — о том, в каких направлениях будут соперничать страны НАТО и Россия и что у кого есть.

80-е: СОИ

Не так давно, в 80-е годы прошлого века, на весь мир прогремела американская космическая программа СОИ (Стратегическая оборонная инициатива, SDI). Она предполагала создание и размещение в космосе высокотехнологичных средств противоракетной обороны. США хотели вывести на околоземную орбиту множество платформ, снаряженных лазерным оружием, охраняющих дальние подступы к территории США. По задумке авторов, расположенные в космосе средства наблюдения обнаруживали запуск советских ракет по Америке, подавали сигнал на платформы и тут же противоракеты космического базирования или лазерный луч уничтожали "подарок" агрессора на подлете. Но "гладко было на бумаге, да забыли про овраги".

Рональд Рейган анонсирует СОИ, названную журналистами "Звездные войны" | Фото: GETTY

Для того чтобы использовать орбитальный боевой лазер с ядерной накачкой, на космической платформе следовало разместить источник энергии, сравнимый по мощности с полноразмерным реактором атомной электростанции. И использовать его в автономном режиме, без персонала, что и на Земле-то пока неприемлемо. При этом ожидаемый эффект был совершенно не очевиден: луч имел тенденцию рассеиваться в плотных слоях атмосферы, и сфокусировать его на цели уже не представлялось возможным.

Испытания химического боевого лазера дали некоторый результат: на дистанции 1 км в условиях земной поверхности луч такого лазера смог разрушить условный борт условной ракеты, облучая ее в течение 12 секунд, но для практического использования подобного оружия этого было слишком мало. Да и удерживать быстро маневрирующую цель (в середине 80-х годов боеголовки межконтинентальной баллистической ракеты Р-36 "Сатана" уже маневрировали во время полета) в течении 12 секунд — дело непростое.

С противоракетами оказалось не меньше проблем. Разработанная фирмой "Локхид" базовая конструкция обладала несовершенной системой наведения, и ее отлаживание, как и доработка системы поражения целей, заняло все 10 лет (с 1985 по 1995 гг.), которые Пентагон вкладывался в этот проект. Противоракеты ERIS (Exoatmospheric Reentry Interceptor Subsystem - Субсистема заатмосферного перехвата входящих (в атмосферу) боеголовок) и HEDI (High Endoatmospheric Defense Interceptor - Высотный атмосферный защитный перехватчик) так и остались перспективными разработками. Впрочем, как и ряд других предлагаемых в конце прошлого века систем космического оружия.

Система HEDI | Фото: Wikimedia

Русские "ведра с болтами"

Произведя немало пустого шума, пустив на обогрев Вселенной баснословные суммы, в начале 90-х годов программа СОИ благополучно канула в Лету. Возможно, не последнюю роль в отказе США от программы сыграли слухи, что "крейзи рашнс" готовятся, а то и уже начали, выводить на орбиту спутники, по меткому замечанию одного высокого чина из советского Генштаба, "системы ведро с болтами".

По сути, такой спутник представлял собой помесь древней мортиры и системы управления чуть сложнее той, что мастерили пионеры в кружках юных авиамоделистов. Доставленные в космос, эти спутники выводились на орбиту неподалеку от интересующего объекта противника и до поры становились его сателлитом. В случае необходимости на "ведро" подавался сигнал, он сближался с объектом и давал залп металлическими поражающими элементами. Спустя мгновение грандиозное чудо-техники, обошедшееся американским налогоплательщикам в миллионы долларов, превращалось в бессмысленный космический мусор, ибо антенны, навигационное оборудование — все сносилось напрочь.

Схематичное действие программы SDI

Американцы для уничтожения ракет и сами проектировали нечто подобное. Их программа "Прометей" как раз предполагала использование килотонного ядерного заряда для взрывания в космосе вольфрамовой плиты и создания тем самым "атомных картечин". Но такой откровенный цинизм их потряс.

И все же, что мудрить, последний гвоздь в военно-космические разработки тех лет забили вовсе не успехи советских конструкторов, не огромные финансовые затраты на научно-исследовательские и конструкторские работы, не явное несоответствие имеющихся технологий и возможностей полету конструкторской мысли. Крест на СОИ, как и на отечественных разработках той поры, был поставлен после распада Советского Союза. Исчез противник, для войны с которым задумывались такие высокотехнологичные системы, а значит на продолжение исследований можно сократить финансирование.

Разработки 90-х и 2000-х

Однако борцам за мир во всем мире преждевременно было радоваться тогда, а сейчас и вовсе смысла нет. Примерно так же в начале 1-й Мировой войны можно было радоваться, что у авиастроителей возникли проблемы с установкой пулемета на аэроплан: при стрельбе вперед самолет противника мог загореться с вероятностью 50 на 50, а вот собственный винт разлетался в щепы всегда. Глядя на сегодняшние стратосферные ракетоносцы, о таких проблемах даже смешно вспоминать, но они были насущными на заре авиастроения.

Компьютерная модель программы "Прометей"

Если ряд вероятных систем космического оружия оказался нереализуемым или же устарел еще до своего поступления на вооружение, то фантастическое средство поражения под безликим названием "излучатель нейтральных частиц" и больше известное, как "пучковое оружие", было признано вполне перспективным. Если не вдаваться в технические детали, оно могло без труда выводить из игры ложные цели, поражать электронику на атакуемых объектах, а затем и вовсе физически уничтожать их.

В 90-х годах из-за высокой сложности установки и огромного энергопотребления работы над реализацией этого проекта были приостановлены… до 2025 года. Именно в этом году планировалось ввести пучковое оружие в строй. Можно не сомневаться, что эта тема не похоронена и над ней продолжают работать с учетом всех обнаруженных недостатков.

Сегодня мирный космос все более превращается в удобную позицию для нанесения стремительных ударов по "основному вероятному противнику". И в планах США вновь появилась знакомая идея вывести в космос 20 платформ с лазерами мощностью в 8 мегаватт. Радует, что необходимая для бесперебойной работы таких махин энергоустановка в Америке еще не создана. 

Модель спутника Лотос-С, части программы разведывательной сети "Лиана"

Однако настораживает, что в России подобный агрегат есть, он уже использовался на спутниках-разведчиках "Лиана" и наверняка совершенствовался за последние годы. А значит, потенциально эта разработка под очень пристальным взором издалека. Военные и военно-технические секреты всегда пользуются спросом у противника. Так что игнорировать возможность утечки информации, а затем и размещения боевых лазеров на околоземной орбите не стоит.

Как не стоит игнорировать и вероятность "рукотворных астероидов", о которых заговорили в последнее время. Как ответ нашему перспективному гиперзвуковому ракетному комплексу "Авангард", неуязвимому для существующих видов противоракетного оружия, в США готовятся запустить комплекс "Фалкон ЭйчТиВи" с планирующим блоком. Конструкцию этой оружейной платформы можно было бы назвать остроумной, если бы такое определение подходило к средству уничтожения многих тысяч людей. Но как бы то ни было, поражающий элемент "Фалкона" не попадает под договор о размещении оружия в космосе или об ограничениях ядерного оружия. Строго говоря, это вообще не оружие, его даже можно записать как балласт, если космическому кораблю нужен балласт весом в несколько тонн.

Предполагалось, что "оброненный" в нужное время в нужном месте такой планирующий блок разгонится до огромной скорости и, рухнув на землю, даст колоссальный разрушительный эффект без какого-либо заражения местности. Примерно как Тунгусский метеорит, только посреди мегаполиса. Перспектива жутковатая, но, как утверждают современные математики, – возможности просчитать траекторию полета для такого "снаряда" на сегодняшний день нет. Предугадать, упадет ли "метеорит" на Москву или на Вашингтон, пока нереально. Впрочем, это не гарантирует, что такая методика не появится завтра или в ближайшие годы. Но пока что подобный метеоритный дождь нам не грозит.

Один из первых советских спутников УС-А с активной радиолокацией, то самое "ведро с гайками"

Хуже другое: "Фалкон", предназначенный для транспортировки в космосе этакого груза, — доведенная до ума советская разработка великого отечественного конструктора генерал-майора Глеба Евгеньевича Лозино-Лозинского "МАКС" (Многоразовая авиационно-космическая система). Превосходящий американский "Шаттл" и советский "Буран", этот многоразовый заатмосферный пилотируемый аппарат мог взлетать с обычных аэродромов, был куда маневреннее прочих авиационно-космических систем, обладал высочайшей грузоподъемностью, но, как выяснилось у советского руководства на него попросту не оказалось денег денег. А в годы безвременья, в 90-х, после смерти Лозино-Лозинского, неведомым образом в США появились разработки, чрезвычайно напоминающие работы Глеба Евгеньевича.

Что уже есть

Макет МАКСа

Спутники наблюдения — такие спутники непременно располагаются над интересующими квадратами на геосинхронной орбите, так что они фактически зависают над местом и отслеживают возможные пуски межконтинентальных баллистических ракет. Обнаружив нечто подозрительное, немедленно сообщают "куда следует", передавая информацию для средств противоракетной обороны. Здесь США, в развитие имеющихся средств ПРО, работают над системой OPIR, иначе "Космический эшелон системы предупреждения о ракетном нападении, функционирующий в режиме непрерывного инфракрасного излучения". Предполагается, что, заметив ракету в момент запуска, эта система будет вести ее, давая постоянный отчет о всех изменениях и угрозах в каждой конкретной точке траектории полета.

Спутники связи — важнейший компонент обороны любой крупной страны. От их четкой и безукоризненной работы во многом будет зависеть, насколько реально будет действовать оборонный и наступательный потенциал государства. В этом направлении США планируют развернуть к 2025 году систему общей координации и управления своими вооруженными силами — "Глобальное информационное поле" (Global Information Grid).

Полный цикл обороны по презентации базы воздушного флота Лос-Анджелеса

Спутники-разведчики. Летают над территорией вероятного противника. С помощью оптики, стоящей на этих спутниках, можно читать газеты в руках вражеского генерала. И не только газеты. 

Кроме того, нельзя оставлять без внимания и собственную территорию. В ее широком мониторинге заинтересована каждая страна и не только с точки зрения военной или экономической (оценка коммуникаций и т.д), но и с точки зрения МЧС. В ближайшие годы Россия создаст интегрированное космическое телекоммуникационное пространство. Для этого на орбиту будет выведено 150 малых космических спутников.

С недавних пор, с легкой руки Илона Маска, появился еще один вид "боевых спутников" — спутники системы негосударственного мобильного интернета — скай-нета. Они раздают общедоступный, не контролируемый службами безопасности интернет. Специально для этого Илон Маск планирует запустить в ближний космос 1600 микроспутников.

Презентация похожего на идею Маска проекта от Google - Project Loon

Благое начинание в часы мира. В современной же сетецентрической войне подавлению интернета как мощной информационной, коммуникационной, агитационной и организационной военной компоненты будет посвящено немало сил. Сегодня работы над решением вопроса эффективности борьбы за и против вышеуказанных спутников ведутся полным ходом.

Конечно, все описанное лишь верхушка айсберга. О том, что происходит за толстыми дверями секретных конструкторских бюро и военных баз, мы если и узнаем, то много лет спустя. И о достоверности этой информации можно будет лишь догадываться. Но порой лучше даже не догадываться, что нависло над головой каждого человека и человечества в целом.